В московском выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне вчера завершилась 18-я туристическая выставка «Интурмаркет-2023» (ITM-2023). В нынешнем году она работала с понедельника 13 марта по среду 15 марта. А вот вторник 14 марта стал своего рода «днем речных круизов» прошедшего форум. Дело в том, что в этот день проводилась как профессиональная встреча специалистов круизного бизнеса, так и презентация новейшего пассажирского судна. Впрочем, обо все по порядку.
В рамках «Интурмаркета» комиссия по речным круизам Российского союза туриндустрии (РСТ) уже третий год подряд организовывает рабочие совещания. В них принимают участие руководители и топ-менеджеры ведущих круизных компаний страны, а также представители властных структур. Туроператоры заявляют о своих насущных проблемах, наиболее тревожащих их в настоящее время, и тем самым как бы готовят фронт работ для чиновников и законодателей, в чьих силах разрешить все, или почти все, текущие сложности.
В нынешний раз в работе совещания приняли участия известные люди отрасли, такие как заместитель гендиректора «Мостурфлота» Светлана Гончарова, генеральный директор «Инфофлота» Андрей Михайловский, совладелец теплоходной компании «ВолгаWolga» Вадим Яхнин и другие. Вел встречу председатель круизной комиссии РСТ Алексей Расстегаев.
(Тут уж не удержусь от замечания: два прежних года Алексей Сергеич упорно не пускал на эти мероприятия нас – прессу, в том числе и «свою» - журналистов онлайн издания Российского союза туриндустрии. И вот вдруг пришел к пониманию, что деятельность круизной комиссии «надо освещать как можно шире»… Далее, как говорится, без комментариев, чтобы не нарушить только-только возникшую связь сторон.)
Итак, в президиуме собрания, кроме главы комиссии РСТ, находились, в частности, Николай Литаренко - известный туристический юрист, Анна Исаева – директор по судоходству Российской палаты судоходства, Алексей Волоцков – депутат Госдумы.
Алексей Анатольевич Волоцков в Государственной Думе возглавляет рабочую группу по развитию круизного туризма. В своем кратком вступительном слове он отметил, что на следующей неделе в правительства РФ состоится совещание под председательством Михаила Мишустина, которому он собирается передать пожелания и замечания участников рынка речных путешествий.
Из важных новостей депутат сообщил, что пока еще ничего точно не известно о возможности предоставления (или не предоставления) кешбэка для нужд круизной отрасли. Скорее всего, вопрос этот будет рассматриваться не раньше апреля, и не исключено, что по нему будет принято некое «промежуточное решение».
Потом прозвучали выступления Анны Исаевой и Николая Литаренко. Анна Андреевна говорила, в частности, о текущих трудностях во взаимодействии речной отрасли с Минэкономразвития – новым куратором российской туриндустрии, коснулась они и политики подготовки специалистов на речном флоте, вспомнила программу «Великий Волжский путь». Далее Алексей Расстегаев поднял вопрос нехватки туристических автобусов в портах захода пассажирских теплоходов. Как глава волгоградской судоходной компании он знает о том далеко не понаслышке.
Но основные выступления, касающиеся как текущих, так и почти что «вечных» проблем организации и проведения речных путешествий, остались, конечно же, за круизными операторами.
Причем, в этот раз региональными – представляющими важнейшие области Поволжья. Так, генеральный директор нижегородской компании «ГАМА» Дмитрий Галкин предложил обсудить принцип создания новых теплоходов. «Откуда в правительственном постановлении появилась некая непонятная никому цифра о строительстве 140 круизных судов, да ещё класса «река-море?», - задал он справедливый вопрос, - «Ведь общеизвестно, что сейчас создается от силы лишь 7 единиц пассажирского флота». Г-н Галкин напомнил и о судовом утилизационном гранте в 25%, который необходимо увеличить как минимум вдвое.
Достаточно эмоциональной и насыщенной оказалась речь руководителя самарской круизной компании «Спутник-Гермес» Натальи Денисовой. Она затронула значительную число вопросов: о сложностях реновации теплоходов и нехватки запчастей («коленвал мы смогли отремонтировать лишь на другом конце страны»), о кадрах («подбор специалистов по-прежнему строится на личных контактах»), о причальных стенках («причалы устанавливают цены, буквально, какие хотят»), о зеленых стоянках («стало неинтересно ходить в Астрахань – по пути нет пляжей, туристам негде купаться на Волге»).
Наконец, к собравшимся с кратким словом обратилась представитель министерства по туризму Тверской области. В прошлую навигацию в два порта региона – Тверь и Калязин, было выполнено более 390 круизных судозаходов. А в конце сезона в области открылся новый речной порт в Завидове. И здесь же, что самое для нас важное, уже в текущем году – скорее всего в середине мая, пройдет традиционный форум «Реки России», работа которого была прервана на время пандемии.
Не могу привести фамилию сотрудницы тверского туристического ведомства, причем, не назвали мне ее и организаторы рабочего совещания. К сожалению, это важное мероприятие проходило достаточно сумбурно: в зале заседания присутствовали посторонние люди, что не способствовало поддержанию деловой атмосферы. В такой обстановке не удивительно, что выступающая не была представлена.
Но главное упущение: совещание началось всего за час до другого означенного события: презентации круизного лайнера люкс-класса «Золотое кольцо». Его должен был проводить Дмитрий Галкин – именно он является инициатором создания этого инновационного теплохода. Конечно же, отведенного часа на обсуждение многочисленных общекруизных дел явно не хватило, так что глава компании «ГАМА» после своего выступления поспешил уже на собственное мероприятие, куда подошел, кстати, с заметным опозданием. Ну а вслед за ним потянулись и другие участники. Так что, спокойно-взвешенного завершения круизной встречи, проводившейся под эгидой РСТ, не получилось.
Что же касается, новейшего круизного лайнера «Золотое кольцо» с электрическим колесным движетелем, то портал «Круиз-Инфо» уже неоднократно сообщал о нем и ходе его строительства.
Судно проекта ПКС-180 имеет непривычную для наших рек конструкцию, и рассчитано на перевозку 180 пассажиров. Его главным достоинством можно считать, пожалуй, небольшую осадку, составляющую всего 1 м 20 см. Кроме того, малая габаритная высота трехпалубного теплохода дает ему возможность проходить практически под всеми мостами столицы. Что позволило нижегородской круизной компании «ГАМА» - оператору судна, предложить в предстоящую навигацию эксклюзивную программу круизов на «Золотом кольце».
Его водный маршрут продолжительностью 11 дней строится следующим образом: Нижний Новгород — Москва (Северный речной вокзал) — Москва (Южный речной вокзал) — Нижний Новгород. Во время путешествия лайнер пройдет последовательно по Волге, каналу имени Москвы, Москве-реке и Оке, побывает во многих прибрежных городах и поселках. Причем, его можно будет увидеть даже в самом центре столицы. Стоимость путешествия начинается от 121 тыс. рублей. Круизы стартуют 15 мая из Нижнего Новгорода, за сезон на новейшем речном лайнере намечено выполнить 13 рейсов. Завершится навигация-2023 для теплохода «Золотое кольцо» в конце сентября.
Игорь Горностаев