Ledok SMP G 1023

ФГУП «Росморпорт» рассматривает возможность капитальной модернизации дизель-электрических ледоколов проекта 1101 «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын» на класс Российского морского регистра судоходства. Что позволит проводить, в частности, круизы между портами Мурманска и Владивостока. Об этом сообщил заместитель генерального директора по флоту «Росморпорта» Василий Стругов. И вполне возможно, что в ближайшее время эти два теплохода станут основой сезонного круизного судоходства в Арктике и на Дальнем Востоке.

По словам представителя ведомства, работы продлят срок службы судов на 15 лет. В зимне-весеннюю навигацию они продолжат ледокольные проводки, а в летне-осеннюю навигацию станут обслуживать туристов. «Эскизный проект уже сделали, надеемся в ближайшем будущем начнется разработка проектной документации», - сказал Василий Стругов. По его словам, сегодня ледокольный флот предприятия состоит из 33 единиц разной мощности и возраста, большая часть — это суда финской постройки конца 70-х – начала 80-х годов. «Капитан Драницын» и «Капитан Хлебников» также построены в Финляндии в 1980 и 1981 годах соответственно, находятся пока в стадии списания.

Что же касается новых судов, то их строительство проблематично, отметил Василий Стругов, в основном из-за загруженности верфей. Поэтому предприятие намерено продлить ресурс ледоколов и использовать их как для привлечения курсантов, так и организации круизных рейсов. Кстати, два других судна из этой серии уже прошли модернизацию с повышением проходимости во льдах, но с потерей мореходных качеств на чистой воде.

И самое важное – имеется успешный 15-летний опыт по использованию судов «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын» в летний сезон для экспедиционных и пассажирских рейсов в высоких и низких широтах. Так, до событий 2022 года они регулярно привлекались новозеландскими компаниями для походов в Антарктику. Длина двух судов составляет 132,4 метра, ширина — 30,5, крейсерская скорость хода — 15 узлов. Их конструкция допускает размещение 120 пассажиров, однако нынешний каютный фонд не рассчитан на туристов.

Ledok SMP 2 1023Планируется, что после проведения капремонат, дизель-электроходы с пассажирами на борту станут ходить навстречу друг другу между Мурманском и Владивостоком, прохождение маршрута в одну сторону займет 30 суток. По пути намечаются заходы в Баренцбург на Шпицбергене, на архипелаг Земля Франца Иосифа, мысы Желания, Челюскин, пролив Санникова, в Певек, на остров Врангеля, мыс Дежнева, в Петропавловск-Камчатский и на Сахалин. Также намечаются отдельные круизы по Белому морю, в восточной Арктике и на Дальнем Востоке.

Одна из основных сложностей в реализации намеченного, считают в Росморпорту, это отсутствие необходимой инфраструктуры, прежде всего причальной. Поэтому для доставки пассажиров на берег можно использовать хорошо зарекомендовавшие себя лодки «Зодиак», что стало обычной практикой для экспедиционных круизных рейсов.

Однако основным вопросом остается сама реновация судов. В первую очередь требуется обновление кают на борту. И эталоном качества здесь, по словам Василия Стругова, может служить обустройство ледокола «Виктор Черномырдин». В настоящее время готов эскизный проект модернизации судов, а в четвертом квартале текущего года должна завершиться работа над техническим проектом, необходимым в дальнейшем для выделения финансирования.

О желании ФГУП «Росморпорт» запустить круизы на ледоколах «Капитан Драницын» и «Капитан Хлебников», после их модернизации, по встречным маршрутам из Мурманска во Владивосток, заместитель генерального директора предприятия по флоту сообщил еще в начале нынешнего года. По его словам, организаторы круизов собираются сделать из них комфортные пассажирские суда, продумать программу туров, включив в них посещение ряда наиболее интересных пунктов на маршруте, а также найти партнеров, которые займутся проведением досуга путешественников на борту.

В настоящее время единственным ледоколом, который регулярно отправляется в круизные рейсы из Мурманска, остается атомоход «50 лет Победы», находящийся в ведении ФГУП «Атомфлот». Его пассажирская навигация проходит в летние месяцы. Основной туристический продукт мощного атомного судна — круизы на Северный полюс. Их стоимость в нынешнем году составляла более 2,5 млн рублей на человека за 13 дней плавания.

 

Иван Коблов