Ser spring G 824

Середина лета пройдена, а вместе с ней и круизная навигация-2024 перешла свой временной экватор. Стартовал последний месяц нынешнего лета. Отзывы операторов речных туров и судовладельцев о продолжающемся сезоне самые что ни на есть лестные. Их оценку происходящего можно выразить буквально двумя словами: «грех жаловаться». И в самом деле: теплоходы ходят по расписанию, их загрузка возросла либо пребывает на прошлогоднем уровне, тоже вполне комфортном, серьезные потрясения и инциденты отсутствуют.

Даже происшествие с размывом дамбы на канале имени Москвы в Тушино и недавний более драматичный инцидент на Беломорканале не затронули отрасль речных путешествий в целом. Да и цены на судовое топливо остаются на прежнем месте – цитируя судовладельцев, «как бы ни сглазить».

По доброй старой традиции в летние месяцы буквально все круизные теплоходы заполняются на 100%. Тем не менее, начало текущего сезона выдалось вовсе не оптимистичным. Май, за исключением праздничных дат, практически для всех компаний сложился нестабильным и напряженным, поскольку динамика продаж круизных туров, в отличие от прошлого года, заметно сократилась, а заодно уменьшилась и глубина их реализации. Что отчасти отразилось и на начале июня. Как пояснил руководитель отдела продаж компании «Донинтурфлот» Александр Шкарупин, постоянные клиенты еще до февраля приобрели по раннему бронированию интересующие их туры, после чего продажи пошли на спад.

А вот Светлана Гончарова – заместитель генерального директора Московского речного пароходства, в состав которого входит круизная компания «Мостурфлот», считает снижение спроса на речные путешествия исторически сложившимся явлением для отрасли. Да и погода в прошедшем мае была не из лучших. Хорошие показатели по продажам весной и осенью, напоминает она, отмечены лишь когда работала программа туристического кешбэка, по которой туристы получали определенные скидки.

Впрочем, о серьезном, а тем более критичном спаде интереса публики к внутрироссийским круизам в майский период речь не идет. По словам главы самарской компании «Спутник-Гермес» Натальи Денисовой, средняя загрузка четырех ее пассажирских судов в заключительном месяце весны составляла около 80%. Причем, в дальних походах турпоток был явно меньше, чем на коротких рейсах. А с началом календарного лета ситуация как-то сама собой стабилизировалась, выйдя к середине июня и даже раньше на свой ежегодный стопроцентный пик. Хотя текущей глубиной продаж в месяц-полтора отдельные операторы по-прежнему остаются недовольны.

 

Лидируют водные маршруты между двумя столицами

Ser spring 2 824Что касается приоритетных круизных направлений 2024 года, то в этом вопросе судовые операторы почти единодушны. Во многих компаниях номером один уверенно назвали ставший уже классическим маршрут Москва – Санкт-Петербург – Москва. Так, оператор «Донинтурфлот» выполняет по нему примерно половину своих туров от их общего числа. При этом председатель совета директоров компании «Созвездие» Александр Соснин уточняет, что более востребованы на этом маршруте всё же односторонние рейсы длительностью в районе недели. При этом у «Созвездия» лидирующее положение занимает водная линия из Москвы до Казани и обратно продолжительностью 10-11 дней.

На первое место петербургско-московское направление ставят и в «Мостурфлоте», а на второе – казанское. Причем, путешествий в столицу Татарстана оператор мог бы организовать и больше, но тому мешают ограничения по прохождению проблемного Городецкого гидроузла. Но, несмотря на сложности, по этому круговому маршруту весь сезон давно и успешно ходят суда многих операторов, к примеру, теплоход «Илья Муромец» компании «Цезарь-Трэвел».

Повышенный интерес пассажиры проявляют также к недельным и более коротким поездкам по Волге с заходом в города «Золотого кольца», от Твери до Костромы. Востребованы и круизы по Оке, а также, до последнего времени, и на Соловки. Кроме того, у многих операторов есть и свои «фирменные» направления, пользующиеся заметным спросом у их клиентов. У «Созвездия» это традиционные поездки на 5-6 дней из Петербурга на четырехпалубной «Симфонии севера» к Валааму и Кижам, у «Донинтурфлота», базирующегося в Ростове-на-Дону, рейсы в этот славный южный город и из него, а у компании «ВолгаWolga» – ее пермские туры по Каме.

Тем не менее, несмотря на радужные отчеты участников рынка, не обходится в нынешнюю навигацию и без специальных ценовых предложений на отдельные рейсы. Причем, серьезные скидочные акции, вплоть до 20%, а то и более, можно было наблюдать не только в мае, но также в июне и отчасти даже июле. Причем, как в регионах – Казани, Самаре, Перми, так и в двух столицах. Получается, не всё еще гладко и слажено в круизном королевстве.

 

Теплоходы решают если не всё, то многое

Ser spring 3 824Совладелец пермской операторской компании «ВолгаWolga» Вадим Яхнин отметил, что в этом году практически все водные маршруты загружаются пассажирами примерно одинаково – и выкупаемые на этапе ранних бронирований длительные круизы, и продаваемые в последний момент 2-3-дневные рейсы выходного дня. Однако, подчеркнул он, приобретая речную поездку, туристы ориентируются не только на конкретный тур, но во многом на его организатора, а в большей степени на конкретный теплоход. Любители речных странствий отдают предпочтение судам, следующим по отработанным годами маршрутам и предлагающим как разнообразные береговые программы, так и достойный сервис на борту. Но что особо важно, репутация теплохода при этом должна быть известна только с положительной стороны.

Действительно, в разгар сезона, да и по его краям, спрос туристов на конкретные круизные суда распределился достаточно равномерно. Так заявили и в компании «Цезарь-Трэвел», оперирующей двумя трехпалубными теплоходами класса «эконом», и в «Донинтурфлоте», в ведении которого находятся четырехпалубники более высоких классов «комфорт» и «премиум». В «Мостурфлоте», в свою очередь, уже не первый год отмечают повышенный интерес к двум своим «люксовым» лайнерам «Александр Грин» и «Княжна Виктория». Аналогично и в «Донинтурфлоте» – туристы компании раскупают, прежде всего, просторные каюты «люкс» на судах класса «комфорт».

Хорошо разбираются места и на более доступных по цене теплоходах. К примеру, на судах-лоукостерах «Мостурфлота» – четырехпалубных «Леонид Красин», «Княжна Анастасия» и «А.С. Пушкин», которые теперь называются «конструкторами» – «собери круиз сам». Востребован и трехпалубный теплоход эконом-класса «Урал», сообщил глава его оператора «Респект-Трэвел» Евгений Фомичёв, хотя работает он всего второй сезон в Казани и Нижнем Новгороде. Там же в Казани первый год представлен четырехдек «Иван Бунин», и он тоже нашёл своих пассажиров, заявил Аллен Гаврилов, гендиректор казанской компании «Азурит», обслуживающей судно. Отметим, «Азурит» известен потребителям по прошлогодней работе, пусть и с другим теплоходом, да и продажи мест на «Бунине» стартовали в этот раз загодя.

 

Осень неумолимо приближается

Ser spring 4 824Отчетливо просматривается круизный спрос и на предстоящую осень. Хотя многое будет понятно не раньше конца нынешнего месяца. Круизный бизнес, как вряд ли какой другой, зависим от значительного числа внешних факторов, в том числе и от погоды: будут теплые ясные дни – будет и хорошая загрузка. Да и долгожданный всплеск осенних продаж обычно начинается лишь с конца июля-начала августа.

Тем не менее, в «Донинтурфлоте» и сейчас фиксируют рост спроса на сентябрь примерно на 5% по сравнению с годом прошлым, который для компании выдался вполне плодотворным. А Вадим Яхнин отмечает, что их компания уже перешла те показатели загрузки судов, которые могут вызывать беспокойство за осенний период. Причем, оператора «ВолгаWolga», по словам его совладельца, выручает значительная глубина продаж в 2-3 месяца, которой на сегодня может похвастаться не каждый. Есть и другой пример успешного вхождения в низкий сезон: у казанского «Азурита» 18 суток сентября приходятся на уже выкупленные корпоративные рейсы.

Тем не менее, основная масса речных операторов всё же предпочитает говорить о сложности текущих продаж на осень. И опять же, сетуют профессионалы на глубину продаж – не очень-то и глубокую, хотя и не тревожную. Но в любом случае, если навигация и дальше будет продолжаться также, как сейчас, без стрессовых изменений для отрасли, то пассажиропоток на речных круизах наверняка превысит рекордные прошлогодние показатели, отмечают участники рынка речных круизов.

 

Игорь Горностаев

Ser spring 5 824