В навигацию 2023 года на Каме и далеко за ее пределами вновь активно работали операторы речных круизов из Перми. Ведущая компания региона «ВолгаWolga» в этот раз была представлена пятью теплоходами: новым для нее двухпалубником «Борис Полевой», трехпалубными «Павел Бажов», «Юрий Никулин», «Михаил Кутузов» и четырехдеком «Владимир Маяковский». Первые три судна уже закрыли навигацию, а «Маяковский» и «Кутузов» станут на прикол, соответственно, после 8 и 12 октября. Как заявили в компании, сезон выдался нормальным, но не обошлось и без определенных проблем.
Другая пермская компания «Кама-Трэвел» оперировала трехпалубными судами «Козьма Минин», «Н.В.Гоголь», а также выступала генеральным агентом теплохода «Хирург Разумовский», принадлежащего Камскому речному пароходству. Интересно, что по заявлению представителей компании, его средняя загрузка, к удивлению их самих, составила примерно 94%. В прошлом году оператором этого круизного судна была компания «Кубань». В нынешнюю навигацию в ее ведении остались трехпалубный «Александр Фадеев» и двухпалубный «Василий Чапаев», работа которых завершилась к октябрю.
Кроме того, в нынешнем сезоне пермский круизный рынок стала весьма активно осваивать столичная компания «ВодоходЪ». В навигационный период она отправила на базирование в Пермь свой четырехпалубный теплоход «Виссарион Белинский». Его завершающий круиз сезона до Нижнего Новгорода намечен с 9 по 14 сентября.
К тому же, в пермский порт регулярно заходили и другие теплоходы компании, в том числе премиум-класса «Санкт-Петербург», «Александр Пушкин», «Лев Толстой», «Нижний Новгород», а также других суда - «Георгий Жуков», «Александр Радищев», «Константин Федин». Побывал в пермском порту и лайнер класса «люкс» «Мустай Карим» — сегодняшний флагман круизной отрасли России. В столицу Прикамья он ходил дважды, в мае и июле.
Всего же в навигацию-2023 к середине прошлого месяца в Пермь, в год ее 300-летнего юбилея, совершили заход 34 круизных теплохода, сообщила пресс-служба городской администрации. Большинство из них прибывали в речной порт города неоднократно. В их числе были и премиум-суда, к примеру, «Принцесса Анабелла» компании «Донинтурфлот» и «Сергей Есенин» - «Мостурфлот». Отметились теплоходы и иного класса - «Сергей Дягилев» и «Иван Бунин» того же «Донинтурфлота», «Лунная соната» оператора «Созвездие» и «Александр Невский» волгоградской компании «Круиз».
Всего же в этом году 12 круизных операторов включили в расписание стоянку в Перми. Из них, кроме уже упомянутых, присутствовали самарская компания «Волга-Плёс», нижегородская «Гама», казанская «Азурит» и другие. Некоторые из них принимали на свой борт туристов и из Пермского края. Как отметили городские власти, Пермь становится все более популярным речным направлением, и все чаще занимает место в программах круизных компаний страны.
В то же время, для местных организаторов круизных туров потребительский рынок несколько сократился. Впрочем, как сообщил совладелец компании «ВолгаWolga» Вадим Яхнин, появление в регионе «Водохода» не внесло заметных изменений в расстановку сил. Что и понятно, ведь этому оператору есть чем ответить на вызов московских коллег: против «Белинского» - «Маяковский». Этот речной лайнер пермские туристы знают не первый год, что всегда важно, его круизные программы, как показала практика, более близки и интересны пассажирам. Да и технология загрузки «Маяковского» уже отлажена, и ведется не только из своего, но и из ближних и не очень регионов, включая Москву и Петербург. Наконец, уровень камского теплохода, по мнению бывалых круизёров, превосходит водоходовский. Хотя, отметим, тарифы на «Белинском» были на 10-15% ниже.
Коммерческий директор «Кама-Трэвел» Дмитрий Корековцев аналогично оценивает появление нового оператора в регионе: По его словам, по крайней мере он не помешал хорошей заполняемости судов компании, показатель которой даже превзошел прошлогодний. Такое стало возможным благодаря тому, считает г-н Корековцев, что спрос на круизы в крае в этот раз превалировал над их предложением.
А вот, по мнению главы компании «Кубань» Анны Гуляевой, появление «московских гостей» внесло все же определенный диссонанс. И главное тут заключалось именно в их весьма низких ценах. К тому же, многих любителей речных путешествий заинтересовало само по себе новое для Перми судно. Поэтому, считает руководитель пермского оператора, работающего с двух- и трехпалубными теплоходами, выбор нередко и делался в пользу четырехпалубного предложения компании «ВодоходЪ». Тем не менее, по словам Анны Гуляевой, на судах «Кубани» в уже прошедшем для них сезоне появилось много, как никогда прежде, новых клиентов, причем круизный контингент заметно омолодился.
Но гораздо больше конкурентной среды операторов из Перми заботили другие вопросы. Так, отсутствие кешбека на круизы в нынешнем году заметно усложнило процесс заполняемости их теплоходов. Что очень сказывалось по краям сезона – в мае, за исключением праздников, и осенью. Потом, очередное подорожание топлива, начавшее в августе и скакнувшее более чем на 60%. Нынешнюю навигацию пермские судовладельцы уже откатали, но вот какие теперь тарифы закладывать на следующий сезон – вопрос вопросов. И не только для Камы, но и для всего речного бассейна страны.
Игорь Горностаев