В текущем месяце в Москве в очередной раз прошли крупнейшие туристические выставки России – MITT и ITM. Что показательно, на этих по-прежнему масштабных мероприятиях главным экспонентом, представляющим не только себя, но и практически весь российский круизный бизнес, стала операторская компания «Донинтурфлот». Она единственная работала на собственных выставочных стендах – причем так происходит уже второй год подряд. Конечно же, мы задали ее руководству вопрос о том, почему компания так активно участвует в столичных выставках по туризму, но об ответе сообщим немного позднее.
А пока небольшая предыстория, если кто не в курсе. Круизный оператор «Донинтурфлот», базирующийся в Ростове-на-Дону, присутствует на рынке речных круизов более 30 лет, однако до пандемии он обслуживал лишь иностранных туристов. Две же последних навигации, по известным причинам, гостями компании, наоборот, стали только российские путешественники. Для них в летнем сезоне 2021 года судовладелец вывел на речные просторы два своих теплохода, и в 2022 году – уже пять. А в предстоящую навигацию в работу отправится весь наличный флот речного оператора: 9 четырехпалубных лайнеров и один трехпалубный.
Как отмечают все без исключения участники рынка внутренних круизов, общий уровень пассажирских судов ростовской компании, еще совсем недавно ориентировавшейся на взыскательную зарубежную публику, по-прежнему пребывает на завидной высоте. Но и для таких теплоходов требуется найти достаточное число «своих» пассажиров, которые на их борту отправятся в круизные походы. О том, как эту важную, а скорее даже важнейшую задачу решает в навигацию-2023 круизная компания «Донинтурфлот», мы попросили рассказать ее владельца Михаила Ковалёва. И наши вопросы на том, понятно, не завершились.
Когда рисковать вынуждают обстоятельства
- Михаил Николаевич, так почему вы решили выставить сразу весь круизный флот именно в нынешнюю навигацию?
- Этому во многом способствовало то немаловажное обстоятельство, что наша компания стала гораздо более узнаваемой для туристов. Сложнее было, когда два года назад мы представили россиянам первые для них лайнеры «Донинтурфлота» – «Максим Литвинов» и «Антон Чехов». Дебют оказался удачным, и еще через год к ним присоединились теплоходы «Принцесса Анабелла», «Волга Стар» и «Иван Бунин». Эти пять судов перевезли за прошлый год более 27 тыс. туристов. И вот теперь, в сезоне 2023 года, в круизную работу вливаются оставшиеся суда: «Александра» – бывший «Т.Г. Шевченко», «Генерал Лавриненков», «Игорь Стравинский», «Сергей Дягилев» – все проекта 302. Кроме того, с лайнером «Тихий Дон» проекта 301 работает оператор «Азурит».
- Получается, вы вводите сразу примерно такое же число судов, как и за два предыдущих года. Рискуете?
- Безусловно. Ну а что нам остается делать в ситуации, когда пять оставшихся теплоходов уже три года простояли на приколе? Они пребывают без работы с 2020 года, и содержать их становится всё более накладно. Так что запуститься заставляют сложившиеся обстоятельства. Причем, мы отдаем себе отчет, что потребуется перевезти как минимум 60 тыс. пассажиров. Более того, мы сами поставили себе задачу обслужить 70 тыс. туристов за сезон. Хотя, компания отчасти всё же перестраховалась. Опасаясь, что не сможем полноценно в одиночку загрузить все теплоходы, отдали один из них – «Тихий Дон», молодому оператору из Казани. И сейчас заполняем это судно совместными усилиями, где-то 50 на 50.
- Это главная причина сотрудничества с «Азуритом»?
- Тут важно, что руководитель компании Аллен Гаврилов и его команда отлично знают казанский потребительский рынок. Они успешно занимаются привлечением своих региональных туристов, а также разрабатывают процедуру проведения пассажирского досуга на борту. Наша забота – экипаж теплохода и бортовое питание. Кстати, аналогичную программу мы собирались делать и совместно с крупным туроператором FUN&SUN: хотели тоже передать теплоход в аренду, о чем вели соответствующие переговоры. Но они почему-то заключили договор с «Водоходом»...
Как улучшить систему продаж
- Что можно сказать о нынешней системе продаж «Донинтурфлота»?
- Она постоянно меняется, причем достаточно заметно. Регулярно обновляется и сайт компании. Конечно же, наши основные продавцы по-прежнему «Инфофлот», «Круиз онлайн» и некоторые другие агентства. На их долю суммарно приходится где-то процентов 55-60. Остальное – наши прямые интернет-продажи, причем их объем растет. Тем не менее, турагентов мы любим и продолжаем работать с ними дальше. Сейчас сотрудничаем более чем с 700 агентскими компаниями по всей России и СНГ.
- Как вы их находите, если не секрет?
- По-разному. Вот, в частности, наши сотрудники приняли участие в «рекламном марафоне» «Инфофлота», и проехали с ним 30 с лишним городов России – от Владивостока до Калининграда, где проводились презентации, в том числе и нашего круизного продукта. Очередное турне началось в конце января и продолжится до 2 апреля, побываем в основных российских центрах повторно. Конечно же, такая деятельность нашей компании заметно повысила ее узнаваемость.
- А какие суда «Донинтурфлота» наиболее востребованы у туристов сегодня?
- Не поверите – «Литвинов» и «Чехов». То, что они уже два года обслуживали россиян, приносит свои очевидные плоды. У этих теплоходов, а также у тех, что начали работать в прошлую навигацию, появилось множество поклонников и почитателей. Напомню, наши лайнеры по комфортабельности разделены на два класса: «комфорт» и более высокого уровня «премиум» - с персональными балконами, кроме главной палубы. К последним, из тех, что выйдут в этом году, относятся «Александра», «Стравинский» и «Лавриненков». Это более дорогие, но и, одновременно, шикарные лайнеры. На их борту пассажиров ждет множество разного рода дополнительных услуг по питанию, экскурсионке, размещению. К примеру, если на судах комфорт-класса каюты в среднем 9,8 кв.м, то на «премиуме» - целых 14 «квадратов», в которых, к тому же, для туристов приготовлены удобные халаты и тапочки.
- У вас среди теплоходов есть свой «любимчик»?
- Конечно, это «Генерал Лавриненков», я его назвал бы даже «теплоход-бомба». Небольшой штрих: на его борту есть громаднейшие, под 40 метров, панорамные каюты «люкс», их мы создавали еще под швейцарцев. Ох, непросто шла тогда реновация этого судна, но всё же смогли удовлетворить заказчиков. Интересно, что именно этот теплоход попал в знаменитый круизный справочник Берлица, и находился в нем целых три года, причем был единственным судном, представлявшим Россию.
Маршруты и ремонт новых и прежних лайнеров
- Как вы выстраивали круизные программы для вновь вводимых в строй лайнеров?
- Понятно, что все суда «Донинтурфлота» не могут «толпой» ринуться в Москву или Питер, ничего хорошего из такой затеи не получится. Поэтому мы «разбросали» значительную часть флота по региональным направлениям, основываясь на нашем, пусть небольшом, но все же имеющемся опыте двух лет работы на российском рынке. При этом почти все премиальные теплоходы компании станут обслуживать, главным образом, наиболее популярную водную линию Москва – Санкт-Петербург. Отдельно стоит сказать об «Анабелле» – единственном трехпалубном и одновременно премиальном судне. В навигацию-2022 оно великолепно зарекомендовало себя на маршрутах в Великий Новгород, выполнение которых продолжится и дальше. Спрос на этот нестандартный и во многом уникальный лайнер весьма высокий, и что важно, всего за год у него сформировалась своя обширная клиентура.
- Какие из судов компании технически обновятся к предстоящему сезону?
- Плановый ремонт к открытию навигации будет проведен на восьми лайнерах. Так, недавно завершилась реновация теплоходов «Стравинский» и бывшего «Шевченко». (Отмечу, кстати, что назвать его «Александра» нас попросили еще немецкие партнеры, так что к нынешним событиям на Украине переименование не имеет никакого отношения.) Далее, сейчас заканчивается ремонт на «Бунине», а вслед за ним в док пойдет «мой любимчик», как вы говорите, «Генерал Лавриненков». Не планируются обновления в этот раз на судах «Литвинов» и «Волга Стар», просто потому, что производственники не успевают это сделать к сезону. Все работы компании традиционно ведутся на ростовском заводе «Прибой». Кроме того, к началу очередной навигации всегда требуется массово закупать и «расходные материалы»: постельное белье, посуду, и даже отчасти мебель или там холодильники – много всего. В этот раз также приобрели и множество запчастей для флота. Покупали, в том числе, в Турции, по параллельному импорту, на сезон должно хватить.
- И все же, как сегодня идут продажи – ну, хотя бы в сравнении с прошлым годом?
- Сравнивать сложно, да и, наверное, некорректно. Тогда все шло вполне нормально, а потом закрыли аэропорт Ростова-на-Дону, люди к нам не поехали и рейсы ушли полупустыми. Все наши суда начинают сезон из Ростова, поэтому приходится растягивать их старт, ведь найти на посадку за короткое время более двух тысяч человек вряд ли вообще возможно. Тем не менее, в начале и конце сезона компания и в этот раз подготовила программы путешествий по Дону, вплоть до Волгограда с Астраханью. Интерес к «теплым» круизам на юге России возрастает, так что, очень надеемся, в нынешнем году, несмотря на по-прежнему закрытую воздушную гавань, туристы к нам поедут. Но чтобы им спокойно сюда добраться, круизные путевки, а с ними и железнодорожные билеты, лучше приобретать заранее. Желательно прямо сейчас. А если лететь в Ростов, то оптимальнее это делать через Ставрополь, либо Минводы. Можно даже через Адлер.
- И заключительный вопрос: как часто вас спрашивают о том, почему вы уже два года подряд приобретаете стенды на московских туристических выставках?
- Постоянно. Я же отвечаю, что не жалею о том: здесь очень много турагентов, а главное, реальных клиентов. Причем, в нынешнем году и посетителей было заметно больше, соответственно, и интерес к нам оказался тоже выше. Помню, год назад доходило до смешного – задавали вопросы вроде: «Почему вы называетесь «Донинтурфлот», потому что ходите только по Дону?»… Смех смехом, но на российском круизном рынке мы всё ещё новички, а значит должны постоянно заявлять о себе всеми возможными способами.
Подготовил Игорь Горностаев