На нынешней неделе октябрь подойдет к своей середине. Но вот что интересно: не смотря на то, что экватор осени уже практически наступила, на речных маршрутах по-прежнему задействовано значительное число круизных судов. Нет, конечно же, не сотня, как бывает в разгар сезона, а «всего лишь» 20 теплоходов продолжают свою круизную деятельность на текущей неделе. (И это еще не считая тех пассажирских судов, которые с 13 по 19 октября завершают свою навигацию, к примеру, «Козьма Минин» пермской компании «Кама Трэвел».) Согласитесь, подобного рода показатели не могут не впечатлять. Впрочем, за последние годы мы к ним уже вполне привыкли.
Присмотримся повнимательней к действующему круизному флоту. Он довольно разнообразен и включает, в частности, 8 лайнеров оператора «ВодоходЪ», 4 теплохода «Созвездия», по два судна представляют «Донинтурфлот», «Мостурфлот» и компанию «Белый лебедь», по одному – «Волга Дрим» и «Круизный флот «Русич». При этом задействованы суда самого разного сервисного уровня: от люксовых «Александра Грина» и «Княжны Виктории» у «Мостурфлота» до «Михаила Танича» и «Бородино» эконом-класса от «Белого лебедя».
Маршруты всех речных путешествий сконцентрированы вокруг Москвы, точнее ее Северного речного вокзала. Исключение составляет лишь двухпалубник «Бородино», который с Южного речного вокзала отправился в Нижний Новгород, а также теплоход «Русь Великая» компании «Русич», что вплоть до конца октября продолжит упорно бороздить волжские маршруты от Волгограда до Костромы и от Москвы с Тверью до Казани. Что еще показательно, продолжительность осенних туров обычно не большая, от 2-3 дней и примерно до недели.
На следующую же семидневку, с 20 по 27 октября, ожидаются, естественно, уже другие расклады. В работе остаются 13 теплоходов, 4-мя из которых оперирует «ВодоходЪ», 3-я – «Созвездие», 2-я – «Донинтурфлот», и одним судном – «Русич», «Мостурфлот», «Волга Дрим» и «Белый лебедь». Идем дальше, заключительная неделя октября захватывает и самое начало ноября, но круизное движение на ней успешно продолжается, хотя на реках остается всего пятеро его участников.
Последними, кто завершают навигацию-2025 непосредственно в Москве, должны стать лайнер «Мостурфлота» «Александр Грин» и два теплохода компании «Донинтурфлот» - «Волга Стар» и «Сергей Дягилев». Их заключительные рейсы сезона пришлись на праздничные даты с 1 по 4 ноября, но пройдут они по разным маршрутам. Эти три судна остаются на зимовку в столичном и близком к нему тверском регионе, а все остальные, чей рабочий график продлился до конца октября – начала ноября, уходят на межсезонный отстой под Нижний Новгород, где их сезон и заканчивается.
В результате с 4 ноября на круизных маршрутах страны остаются всего два пассажирских лайнера: «Мустай Карим» - флагман компании «ВодоходЪ», и «Лебединое озеро» компании «Созвездие». Кстати, в прошлогоднюю навигацию сезон тоже закрывали теплоходы этих операторов, вот только «Созвездие» представлял другой четырехпалубник – «Лунная соната».
В этот раз, согласно графику движения судов, последним на отдых вновь отправится «Мустай Карим», предварительно с 21 по 23 ноября совершив поход из Нижнего Новгорода в Чебоксары и обратно. У «Лебединого озера», в свою очередь, крайним также станет круговой круиз из Нижнего, но закончится он на день раньше, 22 ноября. Напомним, что год назад «Карим» окончил навигацию 24 ноября, и тоже поездкой до Чебоксар, а лайнер «Созвездия» встал на прикол уже 17 ноября, после выполнения 6-дневного рейса Москва – Казань.
В нынешнем октябре ряд судовладельцев отмечают хорошую загрузку своих теплоходов. По словам руководителя отдела «Донинтурфлота» Александра Шкарупина, заполняемость, а с ней и прибыль от продаж, оказались даже лучше, чем ожидали. Напомним, в прошлом году до 3 ноября у компании довольно успешно выполнял круизы теплоход «Сергей Дягилев», и в этом году ему в помощь поставили другой четырехпалубный лайнер «Волга Стар».
А вот по мнению председателя совета директоров «Созвездия» Александра Соснина, показатели нынешнего осеннего сезона, включая загрузку, ничем не отличаются от прошлогодних. Ну, или почти ничем. Наконец, гендиректор компании «Белый лебедь» Михаил Сизин отмечает, что число туристов в конце навигации нынешнего года всё же снизилось процентов на 10-15. Ежегодно, по его словам, круизных судов в октябре становится всё больше, а пассажиров, желающих побывать на них, наоборот, всё меньше.
Ну а чем же путешественников привлекают речные туры в далеко не самое привычное, назовем его так, время для отдыха. Безусловно, на то во многом влияет заманчивая цена, которая, в сравнении с летом, где-то на 25-30% ниже. Но не только. Заполняемость судов в это время в любом случае меньше, и составляет в среднем не 100% как летом, а где-то 80%. Что тоже нравится круизным туристам. Впрочем, есть и более красивое объяснение возрастающей популярности речных туров глубокой осенью.
Как считают некоторые представители круизной индустрии, в стране постепенно формируется культура длительного пребывания пассажиров на водном транспорте, ограниченная лишь сезонными сроками работы шлюзов. Ну а уж на борту лайнеров, неспешно идущих по просторам российских рек, скучать точно не приходится. Причем, не только в самый востребованный летний период, но также в середине осени, а то и в ее конце – то время, которое любители круизов еще только начинают полноценно осваивать. Ну а организаторы водных туров им активно в том помогают.
Игорь Горностаев







