В декабре прошлого года вышел закон, отменяющий применение правил пограничного режима в Арктике в отношении круизных судов, которые ходят под российским флагом. Такая мера была разработана в целях развития круизного туризма на территории Дальнего Востока и Арктической зоны России. Как ожидается, что упрощение процедуры позволит отечественным туроператорам, круизным и судоходным компаниям формировать более привлекательные маршруты, по сравнению с тем, что смогут предложить их зарубежные коллеги.
Круизы теплохода «Профессор Хромов» в 2024 году
В прошлом году теплоход «Профессор Хромов» круизного оператора «Васта Экспедиции» (Vasta Expeditions), перепрофилированный из научно-исследовательского в пассажирский, выполнил 10 круизных рейсов. Он посетил особо охраняемых природных территорий Камчатского края, Сахалинской области и Чукотского автономного округа. Это - Курильский и Корякский заповедники, заказник «Малые Курилы», национальные парки «Берингия», «Командорские Острова» и «Остров Врангеля». Как сообщили в министерстве природных ресурсов и экологии РФ, круизы, выполненные в период с июня по октябрь, посетили порядка 400 туристов.
На 2024 год на судне «Профессор Хромов» запланировано 13 круизных рейсов по шести маршрутам, охватывающим четыре региона Дальневосточного федерального округа: Приморский и Камчатский края, Сахалинскую область и Чукотский автономный округ. В сезоне будет и два рейса, которые позволят путешественникам увидеть Дальневосточный морской заповедник и архипелаг Римского-Корсакова в Приморье. Кроме того, запланировано и два рейса на Командорские острова.
«В дополнение к маршруту, проходящему от Сахалина до Камчатки через Курильские острова, будет несколько более коротких рейсов от Петропавловска-Камчатского по Северным Курилам. Туристы увидят острова Атласова, Парамушир, Онекотан, Ушишир, Симушир», — отметили в пресс-службе Минприроды РФ.
Круизные экспедиции Vasta Expeditions на судне «Профессор Хромов» — это проект арктического туроператора «Панарктик Стар». Как рассказали в самой компании, интерес к круизам по Дальнему Востоку и Арктике, несомненно, есть. В настоящее время основная масса туристов — граждане России, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга. Стоимость круиза на «Профессоре Хромове» в среднем составляет 1,2 млн рублей за каюту категории стандарт и вместимостью до 2 человек. Всего на судне 23 каюты, а общая пассажировместимость — 45 человек.
В планах «Панарктик Стар» есть расширение фрахта научно-исследовательских судов для перевозки туристов, в том числе по новым маршрутам. В Минприроды ранее тоже рассматривали вариант передачи во фрахт еще одного «научника — «Академик Шокальский». Однако сейчас министерство от этой идеи отказалось, поскольку судно задействовано на других работах. «Вопрос переоборудования других судов под круизы также не рассматривался», — пояснили в ведомстве.
Флот, который можно задействовать на круизах
Таким образом, развитие круизного туризма по Арктике, Дальнему Востоку и другим труднодоступным местам России сегодня, как и прежде, тормозит в первую очередь отсутствие недостаточное количество флота.
Среди судов, которые могут выполнять круизы по Арктике и Дальнему Востоку, — атомный ледокол «50 лет Победы». По данным Минприроды РФ, в 2024 году он осуществит шесть рейсов с заходом на территорию национального парка «Русская Арктика». Во время круиза туристов высаживают на Землю Франца-Иосифа.
«Маршрут пользуется спросом благодаря своей уникальности и комфортным условиям размещения гостей на ледоколе. Также территории «Русской Арктики» посещают путешественники на яхтах ледового класса. Их маршруты зависят от ледовой обстановки и погодных условий. В основном они посещают центральные острова архипелага Земля Франца-Иосифа. Продолжительность маршрутов — от 12 до 30 дней», — сообщил директор национального парка Александр Кирилов.
Пассажирские перевозки в Арктике и на Дальнем Востоке могут также осуществлять два судна, находящиеся на балансе ФГУП «Росморпорт». Это ледоколы «Виктор Черномырдин», рассчитанный на 93 пассажира, и «Капитан Хлебников», вмещающий 120 пассажиров. Оба имеют Пассажирское свидетельство РС. Однако в 2023 году суда предприятия не были задействованы для круизных перевозок.
«Экспедиционные круизные рейсы могут осуществляться в период с июня по октябрь, так как в остальное время ледоколы задействованы в основной производственной деятельности. Ориентировочная продолжительность рейса составляет 30 суток», - сообщили в Росморпорте. При этом круизные рейсы могут осуществляться по маршруту Мурманск —Владивосток или в обратном направлении.
Наконец, ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в настоящее время ведет разработку проекта модернизации ледоколов «Капитан Драницын» и «Капитан Хлебников», ожидаемый срок окончания разработки технического проекта — июнь 2024 года. Проектом предусматривается оборудование каютного и общественного фонда современными материалами и оснащение судов новейшими спасательными средствами. Предполагается, что суда будут задействованы в первую очередь для проведения плавательных практик с курсантами морских заведений, поэтому здесь также будут обустроены учебные классы.
Иван Коблов