Наверняка, морские туроператоры ожидали большего от прошедшей летней навигации: надежды, пусть и не зашкаливали, но все равно были, особенно в период удачного старта. Однако завершилось все так, как завершилось - вполне позитивно: прирост небольшой, но главное, нет и спада – этого еще недавнего кошмара туроператоров. Теперь лето осталось далеко за кормой, курс уверенно взят на очередной, пришедший на смену низкий сезон. И впереди его сияющая середина – новогодние и рождественские праздники. И снова надежды на нечто большее, благо предпосылки к тому в очередной раз имеются. Вот только летние показатели наводят скорее на прагматичные мысли.
Коротко об итогах высокого сезона
Впрочем, любые правила имеют и свои исключения, включая рост объемов круизных продаж. Так, в туркомпании PAC Group, которая является эксклюзивным представителем круизного оператора MSC Cruises на российском рынке, пассажиропоток вырос примерно на 43%. Основным драйвером увеличения числа туристов глава круизного департамента «ПАКа» Михаил Фельдман назвал высокий уровень продукта MSC, удачно адаптированного под потребителей из России. Он также отметил слаженную работу агентской сети туроператора, с участниками которой налажены плотные контакты и проводится регулярное обучение их сотрудников.
Повышенной популярностью пользовались и массовые туры Costa Cruises, основного конкурента MSC Cruises, сообщили в туроператорских компаниях «Инфлот» и «Круизный дом «МК». Особенно россиянам полюбились так называемые «золотые лайнеры», адаптированные к российскому потребительскому рынку. И наиболее востребованным из них вновь стал флагман компании Costa Diadema, выходивший в недельные маршруты по Западному Средиземноморью. Далее следовали 6-дневные круизы из Санкт-Петербурга на лайнере Costa Magica.
В компании «Нептун», специализирующейся на морских круизах более высокого уровня, увеличение пассажиропотока составило 10-15%. Как сообщил ее президент Валентин Елисеев, и в чем его полностью поддержали «Инфлот» и «Круизный дом «МК», особый спрос в сезоне был на новейший лайнер Symphony of the Seas компании Royal Caribbean International. Крупнейшее на сегодняшний день круизное судно к радости европейских любителей морских странствий проводило первую навигацию в Средиземном море. По отдельным оценкам, буквально в каждом туре на его борту находилось от 200 до 300 и более россиян. И это несмотря даже на то, что Symphony уж точно не относится к экономичному сегменту судов.
Интерес отечественные потребители также проявляли к лайнерам Holland America, Oceania Cruises. А вот спрос на добротную компанию Celebrity Cruises, хорошо известную в мире, но пока еще не особо раскрученную в России, отмечают некоторые туроператоры, явно снизился. Стабильными, как всегда, даже в кризисные времена, оставались продажи круизов класса «люкс» – Seabourn, Silversea, Crystal Cruises и другие.
О значительном росте бронирований морских туров единственного российского лайнера «Князь Владимир», представленного на Черном море, сообщил глава компании «Круизный дом «МК» Константин Пучков. Естественно, отмечался он до того, как старт программы по техническим причинам был перенесен с мая на август. Но и после возобновления рейсов, интерес к которым быстро восстановился, о черноморских круизах поступали только положительные отзывы. Отметили в «МК» и увеличение продаж паромной компании Moby Spl, выполняющей на судне Princess Anastasia круизные походы из Санкт-Петербурга по балтийским столицам.
А вот заместитель генерального директора компании «Бриз Лайн» Илья Милититский резюмировал, что нынешний сезон оказался «далеко не самым впечатляющим». Хотя спрос на круизы также из Петербурга компании Princess Cruises, чьим генеральным агентом в России выступает «Бриз», по-прежнему оставался высоким. Но на лайнере Regal Princess, чьи туры начинались в Копенгагене, а в Северной столице туристов только подсаживали, блок мест для россиян был сравнительно невелик. Кроме того, прошедшим летом в Средиземном море, ведущем круизном регионе нашего рынка, от оператора работало не самое лучшее судно – возрастной Crown Princess, который не мог составить достойной конкуренции флоту других компаний.
Такой странный спрос
В новогодне-рождественский период тарифы на морские круизы традиционно возрастают в 1,5-2 раза. Благодаря чему, а также за счет авиаперевозки, что на любые праздники тоже значительно дорожает, заметно увеличивается и цена круизных пакетов. Тем не менее, растет и число туристов, в том числе и из нашей страны, причем на отдельных направлениях их количество увеличивается в несколько раз по сравнению с обычными датами. Впрочем, немало почитателей морских странствий выбирают постпраздничные круизы, с середины января и далее, когда тарифы на все те же рейсы обычно резко падают.
В туроператорских компаниях динамику зимнего спроса оценивают по-разному, но, по мнению большинства из них, его уровень вполне сопоставим с прошлогодним. На конец октября PAC Group, для примера, уже реализовала более половины новогодних предложений. При этом продажи имеют довольно большую глубину: стартовали в конце весны, их активная фаза отмечена с начала июня, а в конце лета началась массовые бронирования. В предстоящем сезоне, считают в PAC Group, круизный турпоток на Новый год и Рождество, по сравнению с предыдущим годом, возрастет на 15-20%, а в остальное зимнее время ожидается рост на 20-30%.
По словам директора по PR и маркетингу компании «Виа Марис» Елены Кармановой, продажи зимних туров в этот раз шли размеренно в течение всего года, спрос был как бы равномерно «размазан» по месяцам. А директор по продукту петербургского отделения компании «Инфлот» Юлия Дмитриева отмечает, что повышенный интерес клиентов к новогодним круизам в нынешнем году обозначился заметно позже: не с конца августа, как обычно, а с начала октября. Такая вот легкая зарисовка о хорошо известной всем непредсказуемости российского рынка, и не только круизного.
Карибы и Средиземноморье
В предстоящем зимнем сезоне, включая и высокий новогодний период, в этот раз представлено заметно больше безвизовых маршрутов. И значит, такие неблизкие круизные регионы как Персидский залив и Юго-Восточная Азия, вошли, вместе со Средиземным морем, в число наиболее востребованных в России.
Иная ситуация складывается в Карибском бассейне. Это направление, еще недавно составлявшее пусть небольшой, но стабильный поток, продолжает проседать, хотя, возможно, не так значительно, как год назад. И дело не столько в высокой цене, прежде всего из-за дальнего перелета, сколько в нынешних сложностях с американской визой: отказы в ее получении по-прежнему многочисленны. Можно также добавить, что, в отличие от прошлого года, оператор MSC Cruises в этот раз оставил в безвизовой, а потому популярной у россиян Гаване лишь одно судно MSC Opera.
Но Карибы далеко, а основным регионом морских путешествий для российских туристов, даже в прохладный низкий сезон, все еще остается Средиземное море. Как и летом, лидерами по посещаемости здесь уверенно выступают компании Costa и MSC Cruises. Последняя представляет лайнер MSC Meraviglia, который специально создавался для морских путешествий в более суровых погодных условиях. А сверхпопулярный у россиян, и не только у них, Costa Diadema 31 декабря заявлен на недельный круговой круиз из Барселоны с заходами в порты Сицилии, Неаполя, Чивитавеккьи (Рим), Савоны и Марселя. На этом лайнере продолжают формироваться российские тургруппы.
Востребованы в европейском круизном регионе, прежде всего в высокий праздничный сезон, круизные суда и других операторов. К примеру, Norwegian Cruise Line. Лайнер этой компании Norwegian Spirit 3 января отправляется из Барселоны в 11-дневный поход по Канарским островам с заходом в Марокко. В то же время, туроператоры считают, что настоящий интерес к Средиземноморью проснется позже, в ноябре, поскольку этот регион хорошо известен, да и шенгенские визы есть у многих путешественников. Пока же основная часть российских туристов, действительно, обращает свой взор на восток.
Безвизовая Азия
От MSC Cruises в ОАЭ предстоящей зимой будет базироваться не один, как раньше, а два лайнера. Из Дубаи продолжит выполнять недельные круизы MSC Splendida, отправляясь по маршрутам до Катара и Омана или Бахрейна и Омана. Новинкой же станут 12-дневные туры на MSC Lirica, охватывающие весь Персидский залив. Это судно пойдет и в 15-дневные походы к берегам Индии, в порты Гоа, Мумбаи и Мангалора. При этом Lirica имеет продолжительные стоянки в Дубаи, что особо удобно для туристов, прилетающих из регионов страны.
Зимой, включая праздничные даты, хороший спрос на лайнер Costa Mediterranea, который отправится из Дубая в 8-дневные круизные рейсы. В Юго-Восточной Азии нынешней зимой работают и три других хорошо известных российским туристам круизных судна компании Costa Cruises. Из Сингапура в морские походы различной продолжительности с заходами в порты Лангкави, Пхукета, Пенанга, Куала-Лумпур и другие пойдет Costa Fortuna. А Costa neoRiviera и Costa Victoria будут представлены на недельных и двухнедельных морских линиях, соединяющих Мале и Мумбаи.
Немало предложений в этом регионе и от операторов класса «премиум». По маршруту Сингапур – Сингапур в недельный тур выйдет Voyager of the Seas и побывает в Малайзии и Таиланде. Новогоднюю группу на этом лайнере компании Royal Caribbean на 7 января формирует ее представитель в России «Инфлот». В декабре и первой половине весны из порта Абу-Даби в 15-16-дневные морские переходы планирует отправиться лайнер Celebrity Constellation одноименной компании. Примерно в те же сроки из ряда юго-азиатских портов – Гонконг, Сингапур, Шанхай – в круизные туры различной продолжительности выходит и Westerdam компании Holland America Line.
Весьма востребованным стал и еще одна групповая круизная программа продолжительностью 11 суток, которая также начинается и завершается в Сингапуре. Она стартует 29 декабря и будет выполняться на Diamond Princess. Путевки на него в середине октября приобрели уже более трехсот российских туристов, и продажи продолжаются. Пользуется спросом и другое морское путешествие компании Princess в Азии, намеченное на 21 декабря – 5 января. Своим кошельком за него уже «проголосовало» около 200 россиян. Его маршрут на лайнере Sapphire Princess пролегает опять же из Сингапура в Шанхай.
Экзотические направления становятся групповыми
В нынешнем году в зимний период весьма активно собираются довольно многочисленные группы россиян на круизных судах компании Princess Cruises. И главной неожиданностью стала австралийская группа, которую «Бриз Лайну» удалось организовать впервые после 2013 года. С 30 декабря на лайнере Majestic Princess она должна выйти из Сиднея в 15-дневный круговой круиз по портам Австралии и Новой Зеландии. При этом уже на конец октября насчитывалось более 200 желающих побывать в этом морском путешествии.
Отметим и еще два групповых направления высокого новогодне-рождественского сезона. Лайнер Star Princess 3 января выходит из порта Буэнос-Айреса и за две недели, обогнув Мыс Горн, прибывает в Сантьяго. В это, если угодно, «жюльверновское» плавание уже решили отправиться около двухсот наших сограждан. А через три дня после его начала из Кейптауна по портам ЮАР, Намибии и Мозамбика в 15-дневный круиз проследует лайнер Nautica компании Oceania Cruises.
Кроме того, постоянные группы на Diamond Princess почти круглогодично отправляются в тематические 9-дневные туры вокруг Японии. Исключение составляет лишь время с конца ноября до середины февраля, когда лайнер, как уже было сказано, уходит в Юго-Восточную Азию.
Игорь Горностаев