25221Основными проблемами развития речных пассажирских перевозок, в том числе и туристических, являются наличие «узких мест» на внутренних водных путях - в первую очередь участок ниже Городецкого гидроузла, а также недостаточное количество пассажирских судов, отвечающих современным  требованиям безопасности и комфорта, короткий сезон и высокая стоимость судового топлива. Об этом сообщил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Пошивай.

Росморречфлот, в свою очередь, делает все возможное, чтобы помочь в разрешении этих проблем, отметил он. Так, уже завершена реконструкция Кузьминского гидроузла, в этом году войдет в эксплуатацию и гидроузел Белоомут. Что позволит поднять уровень воды на Оке, и тем самым восстановить туристический маршрут по Золотому Кольцу. Кроме того, была установлена освещаемая судоходная обстановка на Беломоро-Балтийском канале на пути к Соловецким островам и оборудован причал на острове Коневец в Ладожском озере. В ряде мест ведется строительство пассажирских терминалов за счет инвесторов, которым ведомство готово помогать административно.

За счет средств инвесторов в 2018- 2019 годах в Ленинградской области построены и введены в эксплуатацию пассажирские причалы «Орешек» и «Свирьстрой», а в Ивановской области - причал в Кинешме. В 2019 году введены  в эксплуатацию новые  причалы в селах Дубровка и Кириши Ленинградской области, в городе Елабуге, у моста Александра Невского в Санкт-Петербурге появились два причала на противоположных берегах. В 2020 году за счет инвестора планируется построить пассажирские причалы в Великом Новгороде, а также в городе Сортавала, Республика Карелия.

Далее, в Ульяновске правительством региона обсуждается строительство нового пассажирского речного вокзала, возведение которого планируется под Венцом. Его строительство и благоустройство нижней набережной включены в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» в рамках реализации туристско-инвестиционного кластера «Музей СССР». Правительством Хабаровского края также рассматривается вопрос строительства в Хабаровске нового речного вокзала, который будет обслуживать пассажиров пригородных и международных маршрутов.

Помимо этого, Росморречфлот продолжает работу по упрощению визового режима для пассажиров, прибывающих в Россию на круизных судах. По мнению представителей ведомства, предоставление иностранным гражданам права кратковременного, в течение 15 суток, безвизового пребывания на территории Российской Федерации на речных круизах увеличит поток въездного туризма в нашу страну. Что, в свою очередь, обеспечит рост поступлений в бюджеты различных уровней, развитие транспортной и туристской инфраструктуры, реализацию судостроительных программ.    

Из новых круизных маршрутов, открываемых в этом году, можно выделить маршруты по сибирским рекам Лена и Енисей. По сути, это экспедиционные, познавательные туры. Те края, с уникальными природными достопримечательностями, действительно являются экзотическими и успех круизных путешествий по ним, считает Александр Пошивай, обеспечен.

С целью развития перевозок по Енисею компания «ВодоходЪ» в 2019 году перегнала с Волги комфортабельное судно «Максим Горький» для организации круизного рейса Красноярск - Дудинка. Кроме того, началось строительство двух комфортабельных судов для перевозок пассажиров по тому же маршруту из Красноярска в Дудинку и обратно пассажировместимостью 245 человек каждый. Они должны быть переданы заказчику в 2023 и 2024 годах. Также в нынешнем году судоходная компания «Созвездие» планирует организовать круиз по Байкалу.

В то же время, в России продолжает достаточно остро стоять вопрос обновления флота. В настоящее время на реках страны в технически годном состоянии работают 2 тыс. 252 судна для перевозки пассажиров. Всего за последние пять лет было построено 247 пассажирских судна.

В целях развития судоходства государством предприняты меры господдержки российских судоходных компаний. Это касается ряда налоговых и таможенных льгот для них, субсидирование части затрат судовладельцев на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, судовой утилизационный грант - субсидия из федерального бюджета на возмещение части затрат на приобретение или строительство новых гражданских судов взамен сданных на утилизацию. Таким образом, правительством созданы условия для обновления речного пассажирского флота с привлечением механизма государственной финансовой поддержки.

В 2016 и 2017 годах в рамках программы льготного лизинга пассажирских судов Минпромторга были заложены на заводе «Лотос» в Астраханской области и на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде два теплохода проектов PV300VD и PV300 «Петр Великий» и «Мустай Карим». Уже в ближайшее время «Мустай Карим» отправится в свой первый рейс. Технический проект этих судов был сделан по заказу Росморречфлота в 2011 году в рамках программы «Развитие гражданкой морской техники». Кроме этого, на заводе «Лотос» строятся два мелкосидящих круизных лайнера типа «Золотое Кольцо» для группы компаний «ГАМА». Одно из них войдет в работу в 2021 году.

Мы понимаем, отметил руководитель Росморречфлота, что сейчас необходимо сделать все возможное для поддержания круизного судоходства, которое начинает развиваться. Ведь все предыдущие годы мы просто эксплуатировали тот потенциал, который остался с советских времен. Тогда круизные суда строились в странах соцлагеря. Сейчас у нас наметился в этом плане прорыв: впервые в истории современной России на отечественных верфях создаются несколько современных круизных судов. И есть надежда, что это положит началу дальнейшему обновлению флота.

Конечно, никто не предполагал, что в этом году навигации, по сути, не будет. Та часть времени, которая осталась, ситуацию в целом не исправит. Включение отрасли пассажирского водного транспорта в перечень наиболее пострадавших от пандемии, должно оказать существенную помощь судоходным компаниям России. Напомним, в прошлом году внутренним водным транспортом перевезено 11 млн пассажиров, в том числе по туристским маршрутам 340,5 тыс. человек.

Основное количество речных круизов различной продолжительности организовано в европейской части страны. Наиболее популярным у российских и зарубежных туристов является маршрут между Москвой, Санкт-Петербургом и городами Поволжья. При этом, часть объектов показа, например, историко-архитектурные комплексы на островах Валаам, Коневец, Кижском архипелаге, доступны только с внутренних водных путей. Основными портами отправления являются Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Казань и Пермь. На десятках разных маршрутов в 2019 году работали почти сто круизных теплоходов средним возрастом 46 лет.  Почти половина из них была представлена на линии Москва - Санкт-Петербург, где обслуживали иностранных туристов.  

В Сибирском и Дальневосточном регионах туристские перевозки не так сильно развиты, как в Европейской части. Круизы до 2020 года осуществлялись только в Ленском бассейне и на одном теплоходе в Обь-Иртышском бассейне.

 

По материалам «ПортНьюс»