В прошедшем месяце, к счастью, обошлось без громких случаев на воде. Тем не менее, есть одно небольшое происшествие, вызвавшее определенный интерес в обществе. С него и начинаем наш очередной обзор. Итак, сотрудник Росгвардии 13 октября рано утром приехал к зданию филиала Российской национальной библиотеки, находящейся на набережной Фонтанки, чтобы проверить пост охраны. Он заметил, что из-за сильного ветра и волн один из пришвартованных неподалеку речных судов отвязался и дрейфует, сообщила пресс-служба Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Пустое судно медленно удалялось от берега. Чтобы избежать серьезных последствий, росгвардеец забрался на палубу другого пришвартованного теплохода, а оттуда смог попасть на отвязавшееся судно. После чего мужчина сумел пришвартовать его к пристани, а о произошедшем сообщил в центр оперативного управления отдела вневедомственной охраны.
В Красноярском крае решением городского суда Абакана 4 октября запрещена эксплуатация теплохода «Корсар». В ходе проверки исполнения законодательства о безопасности судоходства транспортная прокуратура города установила, что в акватории залива Джойская Сосновка в Шушенском районе судно работало без бортовых номеров и документов, подтверждающих его техническое состояние и годность к плаванию. В этой связи прокурором было направлено в суд исковое заявление о признании действий судоводителя незаконными, и о запрете эксплуатации теплохода до получения соответствующих разрешительных документов. Суд удовлетворил исковое требование.
Несколько слов о одном из прежних происшествий. Житель Пермского края пойдет под суд за нарушение требований безопасности – соответствующее обвинительное заключение 19 октября утверждено транспортной прокуратурой. По версии следствия, в ночь с 29 на 30 июля 2022 года 52-летнего обвиняемый оказывал услуги по перевозке 25 пассажиров теплоходом «К-1765» по экскурсионно-прогулочному маршруту на реке Каме от поселка Чкалово до села Таман Березниковского городского округа. В ходе экскурсии обвиняемый, выполняя полномочия капитана, но не имея при этом прав на управление судном, допустил столкновение с теплоходом «Наташа». В результате 9 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести. Кроме того, у обвиняемого отсутствовали лицензия на пассажирские перевозки водным транспортом и судовые документы, а само судно не предъявлялось к освидетельствованию. Также теплоход был не укомплектован спасательными кругами и жилетами в нужном количестве.
Вечером 25 октября судоводитель, управляя буксиром на реке Северная Двина и следуя по рукаву «Маймакса» в районе 14 Лесозавода в городе Архангельске в темное время суток столкнулся с деревянной лодкой в которой находился один человек. Вначале, при ее обнаружении, судоводитель пытался уйти в сторону и избежать столкновения, но сделать этого не удалось. От удара лодка разрушилась, человек, который находился в ней, пропал. На следующей день его поиски все еще продолжались.
В октябре также обозначилась одна неприятная тема, ставшая общей для Невы, Волги и Лены. Так, 11 октября при перемещении на стоянку судно «Гэтсби» село на мель в районе Яхтенного моста Санкт-Петербурга. Причина ‑ неисправность двигателя и плохие погодные условия. На борту находились судоводитель и моторист, они были доставлены на берег. Разлива нефтепродуктов не отмечается.
С мели в акватории Волги в Кировском районе Казани пришлось снимать парома СП-36. Как сообщило ГУ МЧС РФ по Татарстану, судно попало на отмель примерно в 11.00 утра 17 октября на паромной переправе «Аракчино — Верхний Услон» в 500 метрах от берега. Где-то часа через четыре СП-36 сняли с мели при помощи второго парома и грузового толкача. На его борту все это время находились 14 автомобилей и пассажиров, никтоиз них не пострадал. Судно повреждения корпуса не получило, утечки топлива не произошло.
Наконец, 21 октября в Якутии на мелководье «приземлилось» судно «Паром 4», перевозившее по реке Лене 50 пассажиров и автотранспорт. Произошло это в районе поселка Нижний Бестях, куда судно, под управлением экипажа из трех человек, следовало из Якутска. Пострадавших нет. В Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре сообщили, что судно сняли с мели с помощью подошедшего буксира, и оно продолжило обратный путь до в порта Якутска.
И вновь малоприятное для кого-то возвращение в недавнее прошлое, на этот раз в прошедшее лето. Следствие установило, что днем 11 августа капитан маломерного судна, управляя пришвартованным к нему паромом, за денежное вознаграждение осуществил перевозку 36 пассажиров и 8 транспортных средств по акватории озера Телецкое, что в Республике Алтай. При этом судно было технически неисправным, но вот судоводитель - житель города Новосибирска, не имел лицензии на перевозку пассажиров. Барнаульским следственным отделом на транспорте 27 октября завершено расследование этого уголовного дела, обвиняемый в совершении преступления капитан предстанет перед судом за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Маломерное судно с повреждениями носовой части обнаружено 30 октября в акватории реки Малые Уры в Ермаковском районе Красноярского края. По предварительным данным, судоводитель в результате происшествия погиб, сообщает пресс-служба Западно-Сибирской транспортной прокуратуры. Идет проверка исполнения законодательства, в рамках которой будут установлены обстоятельства и причины произошедшего.
И в заключении нашего обзора представим и два морских происшествия октября, причем, каждое их них – так уж получилось, имеет привязку к крупнейшему черноморскому курорту Сочи. По данным министерства обороны РФ, 14 октября около 7 часов утра была пресечена попытка атаки порта «Сочи» с применением БПЛА. Два беспилотных летательных аппарата были уничтожены над морем вблизи побережья Краснодарского края. Порт Сочи — самый большой, многофункциональный и современный грузопассажирский порт на Черном море. Напомним, его круизная гавань включает два пассажирских причала общей длиной 730 м. Внутренняя акватория морского порта переоборудована в марину с технической зоной, вмещающую более 200 катеров и яхт длиной до 50 м.
Далее, 17 октября яхта с двумя членами экипажа и двумя пассажирами потерпела бедствие в Черном море в 7 милях от посёлка Головинка Лазаревского района Сочи. Как сообщила пресс-служба МЧС РФ, у судна пробило двигатель, после чего на борт начала стремительно поступать вода. Но окончательно утонуть яхте не дал региональный поисково-спасательного отряда. Четырех людей на пожарно-спасательном катере «Валерий Замараев» доставили в сочинский морской порт, туда же отбуксировали и аварийное судно. Спасательная операция, таким образом, завершилась благополучно. Кроме того, никому из находившихся на борту яхты медицинская помощь не потребовалась. Согласно полученной информации, двое пассажиров приехали на отдых в Сочи из Саратовской области, а члены экипажа — местные жители. По словам спасенных, судно вчера вечером вышло из морпорта и следовало в сторону Новороссийска.
Подготовил Андрей Алексеев