CruF Perm G 1024

В Пермском крае со 2 по 4 октября прошел II Всероссийский круизный форум. На одной площадке вновь, как и два года назад, собрались представители федеральных и региональных органов власти, руководители круизных операторов и туристических агентств, сотрудники судостроительных компаний, образовательных учреждений, поставщики услуг, СМИ. Организатором форума выступило краевое министерство по туризму при участии оргкомитета всероссийских деловых мероприятий «Реки. Круизы. Маршруты».

Немного статистики: в этот раз на всероссийский отраслевой форум-конгресс прибыло 155 специалистов, которые представляли более ста различных организаций в 16 регионах страны. Трансляции на вечер 6 октября просмотрело более 2,4 тыс. человек, и просмотры продолжаются.

 

Техническая швартовка во время форума

В первый день участники мероприятия посетили Пермскую судоверфь. Они побывали на слипе, осмотрели производственные корпуса, где сегодня создаются причальные станции для электросудов общественного транспорта Москвы, а также увидели подготовку к строительству нового круизного электрохода «Байкал». Вечером организаторы пригласили своих гостей на приветственный фуршет.

Активная фаза работы началась на следующий день, 3 октября, и проходила в санатории «Демидково», расположенного в 50 км от Перми на берегу Камского водохранилища. Стартовала первая пленарная сессия с тематики, обозначенной как формирование драйверов развития круизного туризма в России на примере Пермского речного кластера. О чём рассказал заместитель председателя правительства региона Алексей Черников.

CruF Perm 2 1024

Он отметил, что в крае официально зарегистрированы 7 круизных компаний, которые владеют и управляют 12-ю пассажирскими теплоходами общей вместимостью 2,5 тыс. человек. В прошлом году ими было обслужено 77,7 тыс. туристов, что на 25% больше, чем в предыдущей навигации. Прогноз на 2024 год – 85 тыс. круизных пассажиров, а на 2027 год – 100 тыс.

Остановился Алексей Черников и на причальной инфраструктуре. В 2025-2026 годах в крае планируется построить 5 причалов для пассажирских судов. Всего же с 2024 по 2026 год в регионе предусматривается строительство 8 причалов, три из них уже введены в строй. Интересно, что в этот же день, буквально во время заседания форума, была успешно проведена техническая швартовка трехпалубного теплохода «Юрий Никулин» к новому модульному причалу для маломерных и транзитных пассажирских судов «Хохловка». Он находится на противоположном берегу водохранилища, поэтому участники мероприятия при желании могли даже отчасти наблюдать тестовый процесс причаливания.

Директор департамента проектов в сфере гостеприимства Российской системы качества (Роскачество) Ирина Чемечева рассказала собравшимся об «эталоне качества» приема туристов круизными компаниями. Кстати, она выдала и сертификат соответствия от ведомства, который сравнивают со знаменитым советским «знаком качества», круизному оператору, что произошло впервые. Его обладателем стала крупнейшая пермская компания «ВолгаWolga», создавшая новый тур на двухпалубном теплоходе «Борис Полевой» с заходами в 7 портов региона, в том числе и новые.

CruF Perm 3 1024

Панельную дискуссию «Вызовы и точка роста отрасли речных круизов» открыла и вела директор по судоходной политике объединения «Российская судоходная палата» Анна Исаева. Росморречфлот на форуме представляла неизменная Галина Долганова – начальник отдела развития инфраструктуры и перевозок управления внутреннего водного транспорта. Галина Константиновна, кстати, среди прочих подняла вопрос несогласованного перекрытия речных путей и закрытия причалов из-за проведения праздничных мероприятий на местах. Такие ограничения возможны лишь со стороны федеральных, но никак не региональных органов власти, справедливо отметила она.

 

Слово круизным операторам

Но самые основные и жизненно важные выступления по обозначенной тематике ожидались, конечно же, от представителей круизных компаний. И первой тут своё слово сказала директор по развитию «Мостурфлота» Светлана Гончарова. Причем, она смогла поднять все главные вопросы отрасли, а также дать оценку завершающейся речной навигации-2024.

CruF Perm 4 1024

В нынешнем году отмечен заметный рост спроса на речные круизы, и операторы смогли вернуться к допандемийным показателям 2019 года, при том условии, что иностранный турпоток теперь практически отсутствует. При этом продолжительность водных туров стала несколько короче, для их лучшей реализации компаниям приходится разбивать маршруты на отдельные участки. Главную часть себестоимости любого круиза, как и прежде, напомнила Гончарова, составляет судовое топливо, и в нынешнем сезоне его цена впервые за долгие годы не росла в течение навигационного периода. Также круизным туристам, а, значит, и операторам, в этом году благоприятствовала погода, от которой так зависима отрасль.

Но многие наболевшие проблемы остаются. К примеру, по-прежнему на флоте не хватает квалифицированных кадров. Или же многим клиентам компаний, которые продолжают работать в дороге, в том числе и на водных путях, непременно нужен интернет. Однако всемирная сеть на реках всё еще неустойчива, и положительных перемен здесь пока ожидать не приходится.

Далее, уже Анна Гуляева, учредитель пермской турфирмы «Кубань», в оперейтинге у которой находятся два теплохода, отметила, что ставит своей задачей показать родной край как можно в большем многообразии. И замечательным подспорьем в том служит появление в регионе новых причальных стенок. Поэтому на предстоящий сезон «Кубань» наметила заходы в Осу, Хохловку, а также походы вверх по Каме до Березников и Соликамска.

Глава совета директоров компании «Созвездие» Александр Соснин тоже отметил серьезный подъем продаж речных круизов. И призвал коллег пользоваться моментом для улучшения уровня проводимых туров, что позволит привлечь на суда еще больше туристов многие из которых обязательно станут постоянными клиентами. Он также рассказал о проведении судозаходов и береговых мероприятий в местах со слабой причальной инфраструктурой либо при ее полном отсутствии.

CruF Perm 5 1024

Определенный опыт в том компания наработала на реках Обь и Иртыш, где у нее второй год находится трехдек «Северная сказка». Потом сибирский опыт был перенесен и в центральную Россию: туристов на экспедиционных лодках также высаживали в ряде необорудованных мест, таких как Юрино или Ядрино. Впрочем, на подобного рода высадки в навигацию приходится не более 3% от их общего числа, так что, подытожил Соснин, причалы речным операторам в любом случае необходимы.

Выступление Дмитрия Корековцева, коммерческого директора «Кама-Трэвел» - еще одной круизной компании из Перми, пришлось уже на третью часть сессии. Им был рассмотрен портрет туриста в сегментах экономического и комфорт-класса. Далее он, а также глава казанской операторской компании «Азурит» Аллен Гаврилов приняли участие в панельной дискуссии, посвященной вопросу заработка турагентов на продаже круизного продукта.

 

Новый круизный флот не в ущерб старому

Этот вопрос в своем выступлении вначале подняла директор по развитию «Мостурфлота» Светлана Гончарова, касаясь проблем судостроения. Она отметила, что возрастные теплоходы необходимо сохранить, поскольку реальной замены им в ближайшее время не предвидится. Те круизные суда, которые сейчас строятся, представляют категорию класса «люкс», рассчитанную на верхний сектор потребительского рынка, что, конечно же, ограничивает объем реализации туров на их борту. В связи с чем, заявила Светлана Викторовна, субсидии на строительство круизного флота необходимо приравнять к модернизации старых теплоходов. Такое предложение поддержала и «Российская судоходная палата».

Далее обозначенную тему в своей непродолжительной речи затронул и соучредитель компании «ВолгаWolga» Вадим Яхнин. Он предупредил, что круизную отрасль в недалеком будущем может ожидать дефицит провозных емкостей. «Теплоходы надо строить быстро и дешево, а у нас выходит медленно и дорого» - констатировал он. И к тому же на выходе пока что появляются лишь люксовые суда с туроднём где-то в 29 тыс. рублей, что составляет минимальную зарплату в той же Перми.

CruF Perm 7 1024

При этом нет, и даже не обсуждается финансово поддерживаемая государством программа по созданию и реновации теплоходов уровня 3* и 4* - «эконом» или хотя бы «стандарт» классов. В связи с чем, Вадим Михайлович призвал Пермский край выступить драйвером сегмента массового круизного туризма.

 

Ожидаются и дальнейшие отраслевые встречи 

Всероссийский круизный форум затронул самый широкий круг вопросов, касающихся индустрии речных путешествий и их сопровождения. Перед гостями также выступили министр туризма Пермского края Юлия Ветошкина, замминистра транспорта региона Александр Полыгалов.

CruF Perm 8 1024

Об особенностях яхтенного туризма подробно рассказал руководитель профильной подгруппы при Госдуме Николай Гришин. Прошла презентация лоции Камского водохранилища для катеров и яхт. Собравшиеся также услышали представителей отраслевой науки, администраций малых прибрежных городов и других спикеров.

А на следующий день прошел студенческий хакатон по инновациям и передовым решениям в речном круизном туризме. Все разработчики из пяти команд, чей уровень работ оценивало авторитетное жюри, получили награды. Победители же смогут в следующем году побывать на одном из круизов компании «ВолгаWolga».

CruF Perm 9 1024

Также в последний день форума операторы презентовали турагентам свои круизные программы теперь уже следующей навигации.

Круизный форум завершился. Как отметили в министерстве по туризму Пермского края, в ведомстве хотели бы сделать его регулярным и провести вновь тоже через два года, хотя говорить об этом сейчас, наверное, еще рано. Председатель оргкомитета всероссийских деловых мероприятий «Реки. Круизы. Маршруты» Константин Рогов со своей стороны сообщил, что практика круизных форумов и конференций ими будет продолжена, причем их намечено проводить в самых различных форматах и местах. И вполне возможно, что ближайшая отраслевая встреча состоится еще в нынешнем году.

 

Игорь Горностаев

CruF Perm 21 1024

CruF Perm 25 1024