Казань – одна из самых удобных круизных дестинаций на Волге. Так, за неделю, если отсюда отправиться вверх по реке, можно дойти до Ярославля и вернуться обратно, вниз – до Волгограда и обратно, а если завернуть на Каму, то за те же семь дней можно съездить в Пермь. Также кроме туристической составляющей этого города, не менее важна и его транспортная доступность – авиационная и железнодорожная. И прежде всего для сообщения с Москвой, откуда пребывает все больше круизных туристов.
В то же время, в Казани продолжительное время не было «своего» теплохода, базирующегося в городе и «заряженного» на обслуживание жителей города и региона. И вот в прошлом году здесь появилось сразу три таких судна: казанского туроператора «Азурит», московского «Мостурфлот», и нижегородского «Респект Трэвел».
Те, кто базируются в казанском порту
Круизный оператор «Респект Трэвел» – новичок рынка речных путешествий, работает с трехпалубным теплоходом «Урал» проекта 588 эконом-класса. Судно выполняет волжские туры продолжительностью в основном 3-6 дней. Правда, сейчас оно до конца месяца находится в 15-дневном питерском походе приуроченному к празднику «Алые паруса».
В прошлую навигацию казанская операторская компания «Азурит» обслуживала лайнер класса «премиум» «Тихий Дон». В нынешнем сезоне его сменил другой четырехпалубник, но классом попроще, «Иван Бунин», также принадлежащий ростовской судоходной компании «Донинтурфлот».
Как рассказал генеральный директор оператора Аллен Гаврилов, его средняя загрузка июня составляет в среднем 95%, на июль же все его места уже практически распроданы. Сейчас завершаются продажи августа, а также, по словам гендиректора, заметно оживился интерес к сентябрю. Глубина реализации туров, таким образом, продолжает расти, и уже началась продажи на следующий год, причем, до осени включительно.
При этом теплоход «Иван Бунин», чья вместимость составляет 216 пассажиров, выходит на самые разнообразные маршруты различной продолжительности: от круизов выходного дня до двухнедельных рейсов в Санкт-Петербург, куда он пойдет в июле. В расписании стоят и Москва, и Астрахань, и Ростов-на-Дону, и Пермь, а также короткие рейсы.
Интересно, что на длинных маршрутах теплохода примерно 35-40% его клиентов, а на иных и до 50%, представляют различные регионы страны, и не только Москву, ну а остальные путешественники прибывают непосредственно на Татарстан. Основные посадки пассажиров на «Бунине» проходят в Казане, к тому же небольшие блоки выделены Самаре и Нижнему.
Второй год подряд отправляет в казанский порт свой трехпалубный теплоход «Василий Суриков» и столичная круизная компания «Мостурфлот». Судно проекта Q-040 и класса «комфорт» имеет ёмкость 200 пассажиров. В нынешнюю навигацию, где-то также как и в прошлогоднюю, на «Сурикове» заявлено 24 круиза. В основном это короткие рейсы, меньше недели, хотя есть 7-8-дневки и один более длительный петербургский маршрут.
Как подчеркнула Светлана Гончарова, директор по развитию Московского речного пароходства, в чей состав входит «Мостурфлот», оператор в своей деятельности ориентируется в первую очередь на клиентов из Москвы, хотя и не менее активно привлекает на рейсы местных любителей речных туров. По ее словам, загрузка судна в текущем сезоне оказалась лучше, чем в прошлом, «хотя и не такая, как нам хотелось бы», полностью загруженных круизов не много. Более конкретных данных по этому показателю пока еще нет. О месте работе судна в следующем году компания, по словам Гончаровой, решение еще не приняла.
Надо сказать и еще об одном круизном судне московской компании «Водоходъ» - «Александре Суворове», чья вместимость составляет более 300 пассажиров. В татарстанской столице этот довольно простой четырехпалубник класса «стандарт» и проекта 92-016 (или, как их называют речники, «крокодил») представлено уже достаточно давно. На сегодня это один из наиболее популярных, а возможно, и самый популярный круизный теплоход региона. И прежде всего, из-за удачного сочетания показателя «цена-качество».
«Александр Суворов» при этом проводит посадку туристов и в других крупных городах, в первую очередь Среднего Поволжья. Тем не менее, как ранее сообщали в операторской компании, ориентируется он все же на Казань. При этом теплоход выполняет значительное число длительных круизов.
Те, кто заходят в казанский порт
Однако основную часть круизных путешественников, отправляющихся в речной путь из Казани, обслуживают сторонние операторы. Их суда в течение всей навигации с различной регулярностью заходят в город-миллионник.
Так, в главном волжском порту Татарстана можно встретить не только «Александра Суворова», но и немало других теплоходов крупнейшей российской компании речных круизов «Водоходъ». По нашей оценке, там швартуются и принимают на борт туристов 12 судов оператора различного уровня: от «Семена Буденного», однотипного с «Суворовым», до флагмана круизного флота «Мустая Карима». Причем число их заходов колеблется от 1-2 за сезон до гораздо более частых.
У «Донинтурфлота» в Казани представлен тоже не только «Ивант Бунин». Здесь можно сесть и на отдельные рейсы его теплоходов «Максим Литвинов», «Тихий Дон», «Волга Стар», «Антон Чехов», «Генерал Лавриненков», «Игорь Стравинский», «Александра» и «Сергей Дягилев».
Тем не менее, больше всего казанских судозаходов в навигацию вновь насчитывается у пермского оператора «ВолгаWolga», который за последние годы успешно перевел свой флот с берегов Камы на Волгу, в Казань. В нынешнем году все пять теплоходов компании выполнят отсюда более 120 круизных тура, что примерно на треть больше, чем из Перми. Как нам сообщил Вадим Яхнин, совладелец компании «ВолгаWolga», за год из Казани оператор перевез более 5,5 тыс. туристов. А в следующем году он станет осуществлять из своего «волжского хаба» уже около 150 круизов, поскольку начнет оперировать шестым судном «Александр Невский».
Активно сотрудничают с Казанью и крупные круизные операторы Поволжья. К примеру, самарская компания «Спутник-Гермес». В ее ведении находятся четыре теплохода: два трехпалубных и два четырехпалубных, включая «Федора Достоевского» проекта 301. В татарстанской столице оператор догружает на них примерно 30% своих клиентов.
Значительное число казанских пассажиров перевозит и другая компания из Самары «Волга Плёс», оперирующая 4-мя возрастными трехпалубными бортами эконом-класса. В столице республики представлены 3 ее судна, а вот теплоход «Космонавт Гагрин» сориентирован на Ярославль и Нижний Новгород.
Далее, в главный город Татарстана часто заходит и нижегородская «ГАМА». Включая и три ее теплохода, обслуживающих пассажирские линии Москва – Астрахань и Нижний Новгород – Астрахань. Но вот их загрузка здесь в процентном отношении не самая большая в отличие от столицы и Нижнего. Кроме того, сюда регулярно прибывают и два двухпалубника оператора, а также трехпалубник «А.С. Попов».
В то же время, ведущие круизные операторы отрасли - «Мостурфлот» и «Созвездие», гораздо реже бывают в Казань, принимая на борт новых пассажиров. У «Мостурфлота» с целью дозагрузки 1-2 раза в сезоне заходят такие четырехдеки, как «Николай Карамзин», «Леонид Красин», «Андрей Рублев», «Княжна Анастасия» и трехдеки «Сергей Есенин» с «Ильей Репиным». Не так много казанских рейсов и у «Созвездия», их выполняют трехпалубные «Н.А. Некрасов», «Александр Бенуа» и четырехпалубная «Лунная соната».
А вот суда московских компаний - «Белый лебедь» и «Цезарь Трэвел», достаточно частые гости в казанском порту. У «Цезаря», кстати, уже много лет на водной линии между Москвой и Казанью успешно работает трехпалубный теплоход «Илья Муромец».
Подготовил Игорь Горностаев