Июль и август считаются пиком сезона российских речных круизов. И самыми теплыми месяцами года. В чем, впрочем, нетрудно усомниться, если судить по году нынешнему. Жаркая солнечная погода, как известно, лучший друг круизного бизнеса, и откровенный враг, если на улице прохладно и идет дождь. А он идет с завидным постоянством, и температуры держатся на отметках значительно ниже среднестатистических. И это далеко не единственный вызов, с которым столкнулись в текущую навигацию речные операторы.
Лето, которого толком и не было
Лето в Москве и Санкт-Петербурге – двух ведущих круизных рынках страны, явно не задалось. Многообещающими были май и июнь, не по сезону жаркие, но за ними последовал дождливый и холодный июль. Теперь же появились и неутешительные прогнозы погоды на весь август. Как сообщил Александр Кокшин, коммерческий директор «Водохода» – крупнейшего круизного оператора России, из-за погодной аномалии компания в прошлом месяце недосчиталась, по меньшей мере, 15-20% своих возможных пассажиров. С ним полностью согласны руководители и ряда других речных компаний.
В первую очередь недобор туристов коснулся коротких маршрутов выходного дня, заметную долю которых выкупают буквально за несколько дней до их начала, а также рейсов продолжительностью до 5 дней, чья глубина продаж также невелика. Впрочем, некоторые компании жалуются, что заметно сократился спрос и на длительные походы. Так, по словам совладельца «Волга Лайн» Юрия Павельева, плохо продаются рейсы в Астрахань. О снижении интереса круизной публики к походам до Перми и обратно сообщает и гендиректор компании «Белый лебедь» Михаил Сизин. Что, впрочем, вряд ли связано только с плохой погодой.
Наоборот, заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова рассматривает влияние погодного фактора на загрузку судов как не особо значительное: потери от него составили не более чем 5% от общего потока. Значительное число кают на более продолжительных круизных маршрутах оператора, отмечает она, были выкуплены заранее, в период раннего бронирования. Также считает и генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский. Хорошую заполняемость теплоходов компании «Созвездие» – приоритетного партнера центра, обеспечила, в первую очередь, большая глубина продаж.
Когда тарифы пошли вверх
Конечно же, на динамику продаж повлияло и заметное повышение в нынешнем году круизных тарифов, которое в Москве составило 20-25%. Речные операторы были вынуждены пойти на этот во многом опасный для них шаг после того, как еще в ходе прошлой навигации произошло подорожание судового топлива. Чтобы как-то смягчить ценовой удар, компании в период раннего бронирования на 2019 год, с июля и до новогодних праздников, ввели более высокие скидки на опубликованные базовые расценки в размере 10%ыше. Одновременно действовал и ряд прежних скидок, к примеру, для постоянных клиентов. Так что, приобретенное загодя речное путешествие могло стоить почти на 20% дешевле, чем в сезон.
Понятно, что эти снижения цен вводились с расчетом на самых верных поклонников речных путешествий, приобретающих путевки заранее. Остальная, и довольно значительная часть мест на судах реализуется уже по ходу сезона. Однако, как видим, условия для этого оказались далеко не из самых лучших. Чтобы стимулировать текущие продажи, компании регулярно проводят тарифные акции. К примеру, у нижегородской компании «ГАМА» максимальный размер скидок доходит до 25%, что приурочено к 25-летию ее круизной деятельности.
В то же время, серьезно выросшие цены на речные путешествия не спровоцировали откровенно демпинговых предложений, о возможном появлении которых еще год назад предостерегали эксперты. Снижение расценок на отдельные туры сохраняется на уровне прежних лет, отмечают сами участники рынка. Правда, одно время они опасались дальнейшего роста топливных тарифов, что, конечно же, не предвещало ничего хорошего для пассажиров. Повышение цен на судовое топливо, а также продукты питания, действительно произошло, но не особо значительное, соответственно удалось сохранить и объявленные тарифы.
Гидрология вновь напомнила о себе
К сожалению, обозначенными неблагоприятными трендами – плохой погодой и повышением тарифов, проблемы для речных операторов в нынешней навигации не ограничились. К ним добавляется и сложная гидрологическая обстановка на реках Центральной России. Прежде всего, обмеление Оки и сокращение на ней навигационных глубин до критического уровня. Не помогли даже многочисленные июльские дожди. Называется несколько причин, почему так произошло: малый весенний паводок, неудовлетворительное техническое состояние обновленного Белоомутского шлюза, необходимость более основательного углубления судоходного фарватера реки. Также есть экспертное мнение, что нынешние неблагоприятные условия для судоходства сложились впервые за более чем столетнее время наблюдения за Окой.
Как бы там ни было, но со второй половины июня компании полностью отменили назначенные круизы по окским маршрутам, и перевели свои суда на волжские направления. А «Мостурфлот», который собирался в течение всей навигации держать на Оке двухпалубный теплоход «Сергей Образцов», как и несколько последних лет, отправил его на отстой. После аннуляции круизной программы, сообщила Светлана Гончарова, туристам было предложено пересесть на другие пассажирские суда компании, причем на более выгодных для них условиях. Как считают эксперты, круизное движение по реке уже вряд ли возобновится в текущем сезоне.
Обмеление не обошло стороной и главную водную артерию страны Волгу, хотя падение навигационных глубин на ней оказалось не настолько значительным. Тем не менее, в августе ожидаются некоторые изменения, связанные с пропуском судов через Городецкие шлюзы, печально известные всем речникам по двум прежним, гораздо более мощным обмелениям. В связи с чем, отдельным компаниям, и в первую очередь «Водоходу», оперирующему четырехпалубными пассажирскими судами со значительной осадкой, пришлось сдвинуть графики прохождения этого гидросооружения. Но на обслуживании туристов, сказал Александр Кокшин, это не отразится.
«Речной альянс» и его клиенты
И хотя круизное лето 2019 года выдалось далеко не из легких, речные операторы, сообщают о росте турпотока на своих судах. Ведущее в стране профессиональное объединение «Речной альянс», куда входят «ВодоходЪ», «Созвездие» и «Мостурфлот», увеличило к августу число своих пассажиров в среднем на 10-15% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Что еще важно, их клиенты продолжают и дальше активно бронировать круизы. Хотя спрос по маршрутам, а также теплоходам распределен далеко не равномерно.
Так, круизы «Водохода» на маршруте Москва – Санкт-Петербург – Москва уже к концу июля оказались практически полностью распроданы. Кстати, именно это направление оператора пользуется в нынешнем сезоне наибольшим спросом. Питерские круизы востребованы и в компании «Созвездие». В обеих столицах при этом вновь отдают предпочтение каютам со всеми удобствами, в том числе и с балконами. В регионах же путешественники выбирают, в первую очередь, более простое размещение на борту.
Увеличению числа туристов на теплоходах «Мостурфлота», работающих на российском рынке, из списка которых выпал «Сергей Образцов», способствовали и еще некоторые обстоятельства. В текущую навигацию крайне редко, в отличие от прошлых лет, обслуживают россиян два самых комфортабельных лайнера компании «Александр Грин» и «Княжна Виктория». Сократился и объем допосадок наших граждан на круизные суда, перевозящие иностранных туристов. Необходимо также добавить, что в этом году «Мостурфлот» после десятилетнего перерыва возобновил круизный маршрут до Великого Новгорода, на котором теперь задействован трехпалубный теплоход «Сергей Есенин» проекта Q-065.
Другие московские компании
Менее оптимистично оценивают загрузку своего флота другие речные круизные компании, базирующиеся в Москве. О росте пассажиропотока на двухпалубном судне проекта 305 «Александр Свирский» – единственном в компании «Волга Лайн», заявил Юрий Павельев. Промежуточные итоги навигации в операторских компаниях «Речфлот» и «Цезарь Трэвел» оценивают как вполне сопоставимые с прошлогодними. «Речфлот» эксплуатирует двухпалубное судно «Григорий Пирогов», а от «Цезаря» на круизные маршруты в нынешнем сезоне вышли два трехпалубных теплохода: «Президент» (проект 26-37) и «Илья Муромец» (проекта 588). Последний уже не первый год ходить в Казань, и, по словам главы компании Сергея Абрамова, успешно закрепился на этой популярной линии.
О падении численности туристов - на 15-20%, нам сообщил лишь генеральный директор компании «Белый лебедь» Михаил Сизин. Она владеет тремя теплоходами: «Бородино» (проект 305), «К.А. Тимирязев» (проект 588) и «Михаил Танич» (проект 26-37). Снизился спрос на их камские рейсы, на петербургские и на окские маршруты. Отмечено и значительное число возвратов ранее приобретенных туров. Особенно отказы от поездок возросли после того, как оператор был вынужден поменять Оку на Волгу. В то же время, хорошо загружались рейсы, следующие в Старую Ладогу и до Соловков.
Поволжье: путешествие в лето
Принципиально иная погода в разгар нынешнего лета царит на Среднем Поволжье: теплая, нередко даже жаркая, дожди бывают сравнительно редко. Настоящий подарок для тех, кто собирается отправиться в речное путешествие. К тому же нынешняя навигация проходит достаточно спокойно. Что особенно важно, к примеру, для Самары – третьего в России рынка речных круизов. В прежние годы на нем неоднократно вспыхивали скандалы, связанные с отменой заявленных рейсов или откровенным ценовым демпингом. Теперь же рынок, можно сказать, поделен между его участниками, действующими в своих, завоеванных ими потребительских нишах.
Тем не менее, генеральный директор ведущей самарской туроператорской компании «Спутник-Гермес» Наталья Денисова характеризует проходящий сезон как сложный и несколько хуже предыдущего. С чем вполне согласен и Валентин Вейнер - директор другой крупной компании региона «Волга-Плёс». Главная сложность, отмечают они, состоит в том, что заметно упала платежеспособность местного населения. Хотя клиенты и стали постепенно привыкать к возросшим тарифам на круизные туры. Кстати, в Поволжье они поднялись не так значительно, как в двух российских столицах, к примеру, в компании «Спутник-Гермес» лишь на 5-7%. В то же время, объемы реализации, по словам самих судовладельцев, остались примерно на прошлогоднем уровне.
Напомним, оба оператора обслуживают по четыре круизных судна. В ведении «Спутник-Гермеса» непосредственно в Самаре находятся четырехпалубный «Федор Достоевский» (проект 301) и трехдек «Хирург Разумовский» (проект 588), в Саратове базируется «Валерий Чкалов» (проект 26-37), а в Казани – «Ф.И. Парфенов» (проект 588). «Волга-Плёс» также два судна, «А.И. Герцен» и «Дмитрий Пожарский» (оба проект 588), держит в Самаре и два, «Космонавт Гагарин» (проект 588) и «Капитан Пушкарев» (проект 26-37) – в Нижнем Новгороде.
Еще один местный туроператор «РосВояж» представляет на самарском круизном рынке теплоход «Алексей Толстой» (проект 588). Здесь имеют свои отделения ведущие операторы «Инфофлот» и «ВодоходЪ». Также регулярно заходят суда крупнейшего пермского оператора «ВолгаWolga» - «Павел Бажов» (проект 588) и «Владимир Маяковский» (проект 301), и других компаний. В текущую навигацию, как видим, рынок речных путешествий региона, как всегда, весьма широк и разнообразен.
Круизный поток смещается в регионы
Хороший выбор речных туров и в Нижнем Новгороде. Кроме упомянутых судов «Волга-Плёса», здесь тоже имеет свое отделение «ВодоходЪ». Но главным участником нижегородского круизного рынка остается местный оператор «ГАМА». Как сообщил его генеральный директор Дмитрий Галкин, еще в конце прошлого месяца загрузка судов на август составляла 80%. Рост продаж по сравнению с прошлым годом отмечается, хотя и небольшой – 5-7%.
«ГАМА» владеет двухпалубными теплоходами проекта 305 «Алдан» и «Александр Свешников». В мае, еще до обмеления, они ходили по Оке вплоть до Москвы, после чего вернулись на Волгу. Еще один теплоход компании «А.С. Попов» проекта 588 в настоящее время обслуживает, главным образом, иностранных туристов на маршруте, соединяющем две российских столицы.
Однако ведущим круизным направлением компании «ГАМА» остается речная линия Москва – Астрахань, известная туристам еще с советских времен. По ней ходят три трехпалубных судна проекта 26-37 «Афанасий Никитин», «Иван Кулибин» и «Октябрьская революция». По словам главы компании, загрузка астраханской линии в нынешнем сезоне достаточно высокая, чему есть ряд вполне объективных причин. И главное, после прошлогоднего подорожания судового топлива оператор, конечно же, поднял круизные тарифы, но гораздо меньше, чем в среднем по рынку – немного больше чем на 10%.
Кстати, более низкие цены на круизы привлекают в поволжские регионы все больше столичных любителей речных путешествий. В первую очередь речь идет о том же Нижнем Новгороде и Казани, имеющим удобное железнодорожное сообщение с Москвой. Чего пока нельзя сказать о Самаре. К тому же, региональные операторы и сами идут навстречу дополнительной клиентуре. К примеру, «ГАМА» не только загружает москвичами свои астраханские рейсы, но и в расчете на них реализует круговые туры на «Алдане» и «Свешникове» из Ярославля. Как и пермская компания «ВолгаWolga».
Подготовил Игорь Горностаев