С конца прошлой недели речные круизы открыты и в главном центре водных путешествий России – в Москве. В пятницу утром 25 апреля с Северного речного вокзала столицы, в соответствии с расписанием, стартовали два трехпалубных теплохода пермской компании «Круизный флот «Русич»: в 10:00 теплоход «Русь Великая», который отправился в Тверь, и в 12:00 «Родная Русь» вышла в Мышкин. Выполнив намеченную программу выходного дня, суда уже в воскресенье 27 апреля вернулись обратно.
Далее «Русь Великая», имеющая класс «река-море», осуществит пару коротких рейсов, пойдет в Уфу, на реку Белая, после чего выйдет из Москвы в Санкт-Петербург, побывает на Белом море – на Соловецких островах и в Архангельске, из столицы спустится вниз по Волге, и в конце сезона дойдет до Волгограда. Ее навигация завершится в середине октября. «Родная Русь», в свою очередь, станет ходить в волжские туры различной протяженности – от Твери до Астрахани, а также посетит Каму, поднявшись до Перми и Березников. На зимний прикол теплоход уйдет в начале сентября.
В тот же день 25 апреля с московского Северного речного вокзала в 17:30 в первый круиз навигации-2025 пошел и четырехпалубный лайнер «Сергей Дягилев». И хотя его владельцем выступает оператор «Донинтурфлот» из Ростова-на-Дону, к порту которого и приписано судно, но прошедшее межсезонье оно провело в Твери, о чем портал «Круиз-Инфо» сообщал ранее. За 6 дней этому теплоходу предстоит побывать опять же в Твери, а также в Угличе, Ярославле, Тутаеве и Мышкине.
В первый рейс «Сергей Дягилев» уходил с полной загрузкой на борту, сообщил его капитан Юрий Макарьев. Почти нет свободных мест и на последующих московских круизах лайнера. Интересно, что нынешняя навигация стала 53-й для Юрия Михайловича – одного из самых известных капитанов российского речного флота. Его уверенной рукой многопалубный теплоход отправлен и в предстоящую круизную страду.
До середины мая «Сергей Дягилев» продолжит выполнение походов по Волге, периодически выходя и на московско-петербургскую линию. В начале августа теплоход проследует на Каму, до Перми, откуда вновь вернется на волжские и один питерский маршруты, осуществляемые из столицы. Завершится навигация судна достаточно поздно – 21 октября, и тоже в Москве.
Также 25 апреля круизная навигация пришла и в Ростов-на-Дону. Отсюда два своих четырехпалубных теплохода в работу запустил оператор «Донинтурфлот», и тоже со стопроцентным показателем пассажирской заполняемости. «Волга Стар» пошла в круговой 5-дневный тур до Волгограда, по пути намечены его стоянки в донских станицах Романовская и Старочеркасская. А «Иван Бунин» побывает в недельном переходе до Казани, его фрахтователем, напомним, уже не первый годы выступает казанская туристическая компания «Азурит».
Портал «Круиз-Инфо» уже рассказывал о начале круизной навигации нынешнего года, которую в Нижнем Новгороде открыли теплоходы «Константин Симонов», «Константин Коротков» и «Мустай Карим». К этим судам 25 апреля добавились и другие четырехпалубные теплоходы судоходной компании «ВодоходЪ»: «Михаил Фрунзе» и «Виссарион Белинский». Вместе с ними в этот день на речные просторы вышли четырехпалубники «Лунная соната» и «Лебединое озеро» оператора «Созвездие», двухпалубники «Алдан» и «Александр Свешников», а также трехдек «А.С. Попов» нижегородской группы компаний «ГАМА».
В последующие дни с нижегородского речного вокзала продолжилось отправление новых четырехдеков операторов «ВодоходЪ» и «Созвездие». При этом 27 апреля к ним присоединился трехпалубный «Урал» нижегородской туркомпании «Респект Трэвел».
Далее, 28 апреля ожидается старт уже третьей по счёту навигации нового теплохода-колёсника «Золотое кольцо» ГК «ГАМА».
А вот два заявленных судна московской круизной компании «Белый лебедь» не смогли в выходные покинуть речной вокзал Нижнего Новгорода. Двухпалубный «Бородино» не выпустило РКО (бывший Речной Регистр), у которого остались вопросы по навигационному оборудованию теплохода. Его пассажирам, которых, как сообщил гендиректор оператора Михаил Сизин, было не более 20 человек, вернули деньги, а кого-то пересадили. Не вышел в навигацию и трехпалубный «Михаил Танич», поскольку владелец не уложился в срок с его с ремонтом. Тем не менее, вместо него по намеченному маршруту отправился другой трехпалубник компании «К.А. Тимирязев». В свою очередь «Танич», по словам главы «Белого лебедя», вступит в работу 30 апреля по графику движения «Тимирязева». Оба теплохода должны встретиться 16 мая в Москве, после чего начнут выполнять круизные туры по намеченным прежде расписаниям.
Между тем, 29 апреля открытие круизного сезона должно состояться и в Перми. На речные трассы отправится трехпалубный теплоход «Ф.И. Панферов» самарского оператора «Спутник-Гермес». А на следующий день из Самары в Тольятти пойдет и его трехпалубник «Валерий Чкалов». К тому же, 30 апреля намечается большой круизный день в Волгограде. Из города-героя в речные путешествия пойдут теплоходы «Василий Суриков» столичной компании «Мостурфлот» и «Александр Невский» крупнейшего пермского оператора «ВолгаWolga».
Кстати, в первый день праздника «ВолгаWolga» запускает из Перми в Елабугу свой четырехпалубный лайнер «Владимир Маяковский». Также 1 мая новые водные пути начнут осваивать новейшие колесные теплоходы группы «ГАМА»: «Аурум» направится в двухдневный поход из Нижнего до Городца, а «Золотое кольцо» - впервые в своей короткой истории, из Москвы в Тверь и обратно.
К этому времени из столицы флот из двух трехпалубных теплоходов – «Президент» и «Илья Муромец», должна отправить на круизные линии операторская компания «Цезарь Трэвел». При этом «Муромец» ориентируется на свободные волжские направления, а «Президент» встает на хорошо знакомую ему казанскую линию. И тоже 30 апреля круизные программы с Северного речного вокзала откроет «Михаил Танич», уже прибывший из Нижнего. Таков предпраздничный расклад на рынке речных круизов в самом начале навигации 2025 года.
Игорь Горностаев