
Казанский туроператор «Азурит» взял в аренду еще одно круизное судно – двухпалубник «Павел Миронов» проекта 305. Его владельцем является новая региональная судоходная компания «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ»). Арендный договор стороны подписали всего полторы недели назад, хотя переговоры об этом шли уже достаточно давно, сообщил генеральный директор «Азурита» Аллен Гаврилов.
Пассажиропоток на скоростных судах судоходной компании «Водолёт» из Нижнего Новгорода в навигацию нынешнего года вырос на 54%, составив 125,3 тыс. человек. Напомним, в прошлом году этот показатель составлял 81,4 тыс. пассажиров. Об этом рассказал генеральный директор компании Никита Итальянцев. Он уточнил, что по межрегиональным маршрутам в этом году перевезено 20,5 тыс. человек.
Транспортная прокуратура Татарстана проверила эффективность расходования денежных средств, выделенных на создание региональной судоходной компании «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ»). По данным надзорного ведомства, ущерб в результате допущенных нарушений приблизился к 100 млн рублей.

В Санкт-Петербурге в гостинице VALO Ramada с 3 по 6 декабря прошел 2-й этап ежегодного совещания по согласованию графиков движения круизных судов в навигацию 2025 года. Организатором мероприятия выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). И в этот раз его тоже, по сложившейся уже традиции, вела начальник отдела развития инфраструктуры и перевозок ведомства Галина Долганова. Как она сообщила, на рабочую встречу в первый день прибыли ровно 99 человек, представляющие администрации бассейновых управлений внутренних водных путей, судоходные компании, причалы, принимающие стороны и другие организации, участвующие в проведении речных путешествий.
Россияне стали активнее приобретать речные круизы по России на 2025 год по акциям раннего бронирования, продажи круизных туров выросли на 17-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Российский союз туриндустрии (РСТ).
В Северной столице завершился сезон туристской навигации. В этом году в общей сложности водные транспортные маршруты Санкт-Петербурга перевезли 3,8 млн пассажиров. Из них 1,3 млн воспользовались скоростными судами, а 2,5 млн — экскурсионно-прогулочными маршрутами.

Власти Тверской области утвердили градостроительную документацию по реализации проекта создания культурно-исторического кластера «Речной» в Твери. Об этом в конце ноября сообщила пресс-служба областного правительства. При этом внесены изменения в генеральный план города, правила землепользования и застройки в целях обеспечения градостроительных условий для формирования кластера. Так, изменяется функциональная зона территории и становится зоной исторической застройки, что предполагает ряд ограничений, связанных с ее особым статусом.
Совет директоров АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ВСРП), базирующегося в Иркутске, одобрил продажу четырех пассажирских судов круизной компании ООО «Исттрэвэл». Сумма сделки составит 83,5 млн рублей, сообщают в пароходстве. Обе структуры, что интересно, входят в группу компаний «Истлэнд».
Водоемы Москвы зимой будут патрулировать суда на воздушной подушке
Для обеспечения безопасности на водоемах Москвы в зимний период намечено задействовать более 25 судов на воздушной подушке, заявил заместитель мэра столицы Петр Бирюков. Для оказания помощи пострадавшим все суда укомплектованы специальными средствами спасения. Сам транспорт может передвигаться по воде и льду со средней скоростью 50–80 километров в час. Дополнительно в зимой будут использоваться подвижные спасательные посты и водолазный спасательный автомобиль. Отмечается, что в настоящее время в столице действуют 25 поисково-спасательных и одна пожарно-спасательная станция Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах, где работают более 500 специалистов. В их распоряжении более 180 плавсредств с аварийно-спасательным оборудованием.
Группа компаний «Астра Марин» определила основные тенденции прошедшего сезона регулярных водных прогулок и экскурсий на теплоходах в Санкт-Петербурге. Туристы и гости города стали более тщательно подходить к выбору форматов отдыха на воде. Растет запрос на качество предоставляемых услуг. В этом году по сравнению с прошлым навигационным сезоном на 15% увеличилось число посетителей теплоходов-ресторанов на ужинах, также большой популярностью пользовались ночные маршруты под разводными мостами.
В прошлое воскресенье, 24 ноября, круизная навигация-2024 успешно завершилась «де факто»: в Нижний Новгород из короткого 3-дневного и самого что ни наесть крайнего рейса нынешнего сезона вернулся теплоход «Мустай Карим». Флагман операторской компании «ВодоходЪ», отработав свою уже пятую по счету навигацию, отправился на заслуженный зимний отдых, и теперь его и весь остальной круизный флот мы увидим на реке не раньше конца апреля следующего года. Ну а пока что ожно расслабиться и подвести первые наглядные итоги прошедшей круизно-пассажирской навигации.
В Москве 20 ноября прошла II Всероссийская конференция «Реки. Круизы. Маршруты», посвященная ключевым вопросам стратегического развития отечественной отрасли речных путешествий. Организатором этого теперь уже регулярного b2b-мероприятие для профессионалов круизного бизнес вновь выступила Гильдия операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при Московской торгово-промышленной палате (МТПП) при участии комитета по туризму и гостиничному бизнесу МТПП.
Чебоксарский речной порт планирует к 2028 году реализовать проект развития, предполагающий строительство причальной стенки и реконструкцию зданий. Градостроительный совет Минстроя Чувашии в начале октября рассмотрел и одобрил этот проект, сообщает пресс-служба порта.
Спрос на круизы по рекам России быстро растет, но увеличение числа маршрутов и их географии упирается в нехватку причалов по всей стране, кадровый голод, непредсказуемость цен на топливо. Об этом и других проблемах туроператоры рассказали на заседании рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Подробности обсуждения приводит пресс-служба Российского союза туриндустрии (РСТ).

Двухпалубный теплоход проекта 305 «Александр Свирский» ведет подготовку к выходу в навигацию следующего года. Об этом порталу «Круиз-Инфо» сообщил генеральный директор операторской компании «ВолгаФлотТур» Богдан Савицкий.

Речной порт «Завидово» в Тверской области с начала работы принял 15 круизных судов, сообщила пресс-служба правительства региона. В новую гавань, специализирующуюся на приеме круизных и пассажирских судов, теплоход впервые зашел в сентябре 2022 года. В нынешнем году здесь было осуществлено 11 судозаходов.

На Северном речном вокзале прошла церемония завершения сезона речной пассажирской навигации. В торжественном мероприятии приняли участие духовой оркестр и кадеты, которые прошли торжественным маршем вдоль здания вокзала. После этого под гимн был спущен государственный флаг. Теперь круизные суда вернутся в Москву только в апреле 2025 году.
Пассажиропоток судоходной компании «Нева Тревел» в нынешнюю навигацию в Санкт-Петербурге сохранился на уровне прошлого года и составил 1,3 млн человек. Свой 30-й навигационный сезон компания завершила 12 ноября, сообщила ее пресс-служба.

Последние годы флот теплоходной компании (ТК) «ВолгаWolga» регулярно прирастет новыми круизными суднами. Вот и в нынешнем году в ее речной парк вновь поступил теплоход, на этот раз трехпалубный «Александр Невский» проекта 588. В настоящее время «ВолгаWolga» - крупнейший круизный оператор Перми, предлагает путешествия еще на 5 судах. В их числе: четырехпалубный «Владимир Маяковский» проекта 301, трехпалубные «Михаил Кутузов», «Павел Бажов» и «Юрий Никулин» тоже проекта 588, а также двухпалубник «Борис Полевой» 305 проекта.

Бывший теплоход «Шлиссельбург», отправившись своим ходом из затона на Оке в селе Дуденево Нижегородской области, 4 ноября прибыл в Рыбинск на судоремонтный завод «Верфь братьев Нобелей», где встал на слип. К этому времени двухпалубное судно проекта 646 уже сменило имя на «Николай Чудотворец», а главное, поменяло владельца. Его новым хозяином стала казанская туристическая компания «Арман Тур – путешествия без границ», генеральным директором и основателем которой выступает Арман Яровиковский.
Территорию музея-заповедника «Коломенское» в Москве, а также его исторические объекты планируется обновить в три этапа до 2026 года. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин. По его словам, ежегодно заповедник посещают более 5 млн человек.
Круизная компания «Донинтурфлот», базирующаяся в Ростове-на-Дону, успешно завершила навигацию нынешнего года. Ее четырехпалубный теплоход «Сергей Дягилев» 3 ноября закончил свой крайний рейс на Химкинском водохранилище Москвы. Надо отметить, что ранее флот оператора, включающий 9 судов, реализовал свою сезонную деятельность гораздо в более сжатые сроки. Однако в этом году его руководство продолжило осуществление рейсов вплоть до начала ноября, и такое решение, как показала практика, оказалось верным.
Скоростные «метеоры» группы компаний «Астра Марин» перевезли в нынешнюю навигацию между Санкт-Петербургом и крепостью Орешек на 20% больше пассажиров по сравнению с прошлым годом. Всего крепость на метеорах компании посетили в нынешнем году более 7 тыс. туристов.
Все круизные операторы в ближайшие три недели завершат речную навигацию 2024 года, в то же время бронирования круизов на 2025 год идут активнее прошлогодних, сообщает Российский союз туриндустрии (РСТ).
В соответствии с распоряжением Минтранс РФ, реконструкция на Волге Городецкого гидроузла в Нижегородской области должна завершиться в 2026 году. Работы проводятся в два этапа. На первом до конца 2025 года планируется закончить строительство шлюзовой камеры 15А и провести основные дноуглубительные работы на подходах к шлюзу. Что позволит увеличить его пропускную способность и достигнуть гарантированных глубин. А в 2026 году завершится реконструкция дамбы и оставшаяся работы по углублению дна.
В акватории реки Волги в Нижнем Новгороде 22-24 октября на колёсном теплоходе «ДоброходЪ» прошли первые испытания системы дистанционного управления пассажирским судном. Беспилотная система разработана нижегородской группой компаний «ГАМА». Прогулочное судно «ДоброходЪ» проекта ПКС-40, построенное в 2016 году в Городце, также принадлежит ГК «ГАМА».
Двухпалубный теплоход «Башкортостан» в следующем году начнет работать под управлением нового оператора – нижегородской туристической компании «Респект Тревэл». Уже около месяца как опубликовано расписание движения этого судна проекта 305, и идут продажи его круизов в навигации-2025. Что важно, весь предстоящий сезон теплоход проведет в Москве, откуда станет ходить на Волгу. В отличие от второго теплохода оператора - «Урала», который два года подряд базировался в летний период в Казани, а также обслуживал круизных туристов из Нижнего Новгорода.

Российские регионы взяли курс на развитие скоростных пассажирских перевозок. Основой флота для речного сообщения внутри страны могли бы стать суда на подводных крыльях, например, модели «Валдай», выпускаемые Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р.Е. Алексеева. Придя на смену советским «Восходам», «Кометам» и «Полесью», СПК «Валдай» отличается своей скоростью. Судно на подводных крыльях перевозит за раз 45 пассажиров и может разгоняться до 75 километров в час, тогда как другие суда идут со скоростью 12-15 километров в час.
Пассажиропоток на речных маршрутах Подмосковья вырос
Два речных маршрута в Московской области, в Коломне и Серпухове, завершили работу в навигацию 2024 года. Пассажиропоток на них в этом сезоне возрос в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом — до 18 тыс. человек, сообщает пресс-служба министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья. «Дальнейшую работу продолжает речной маршрут в Лыткарине», – напомнил заместитель председателя правительства — глава регионального Минтранса Алексей Гержик. Всего с начала сезона тремя речными маршрутами, субсидируемыми регионом, воспользовалось более 36,6 тыс. человек. Следующий сезон речной навигации стартует 1 мая 2025 года. В Лыткарине последний рейс в текущем году намечен на 20 ноября. Перевозки здесь выполняет катер «Стриж», который проходит 800 м по Москве-реке за 5 минут. В Коломне от причала «Бочманово» до причала «Притыка» ходит теплоход «Москва-108», протяженность линии – 24 км, время в пути — 1,5 часа. В Серпухове теплоход «Зуша» проходит 4 км до причала Сады за 40 минут.

На речных просторах круизных судов становится все меньше и меньше. Тем не менее, путешествия по рекам, озерам и каналам центра России продолжатся еще больше месяца. А на нынешней неделе туристов в круизы приглашаю 8 многопалубных теплоходов. Причем, почти всеми из них владеют четыре ведущих круизных оператора страны: «ВодоходЪ», «Донинтурфлот», «Созвездие» и «Мостурфлот». И практически весь пассажирский флот ПРИ ЭТОМ сосредоточился вокруг Москвы, точнее Северного речного вокзала (СРВ), продолжая выполнять короткие походы по Волге.







