Открылось морское сообщение между Сочи и Сухумом
Регулярное морское сообщение на скоростных теплоходах проекта 23160 «Комета 120М» по маршруту Сочи - Сухум - Сочи открылось 30 августа. Как сообщает пресс-служба администрации Сочи, рейсы будут выполняться по выходным дням еженедельно. Время в пути из порта крупнейшего черноморского курорта России до столицы Абхазии составляет 2 часа. Стоимость билета в одну сторону - от 1 до 1,5 тыс. рублей. Поездка туда-обратно обойдется до 2,5 тыс. рублей, сказано в сообщении. Морская перевозка выполняется на судне на подводных крыльях (СПК) «Космонавт Павел Попович». Оно развивает скорость более 60 км/ч, вмещая до 120 пассажиров. Морская навигация продлится ориентировочно до 1 октября. Как сообщалось ранее, тестовый рейс по маршруту между Сочи и Сухумом состоялся 6 августа нынешнего года. А с начала июня 2025 года СПК «Космонавт Павел Попович» было задействовано на маршруте, соединяющем Сочи и Геленджик.
Более 4,4 млн пассажиров перевезено на внутренних водных путях за первое полугодие 2025 года. Что на 30,5% больше, чем за аналогичный период 2024 года, сообщила пресс-служба Росморречфлота. «Обновление флота, интеграция водного транспорта в систему городских перевозок, популяризация речных поездок стимулируют развитие пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте», - говорится в сообщении. Транспортные перевозки превысили 3,5 млн пассажиров, что составляет более 79% от общего пассажиропотока на речном транспорте. Оставшаяся доля приходится на круизные и экскурсионно-прогулочные маршруты.

Настал первый осенний месяц, и интенсивность проведения круизных туров начинает постепенно снижаться. Высокий сезон речных путешествий завершен, все самое главное и основное, что могло произойти в нынешнюю навигацию, уже произошло, а это значит, что круизным операторам можно подводить предварительные итоги работы. Что они и делают, хотя пассажирские теплоходы продолжают и дальше бороздить речные просторы страны. И пусть большинство из них пойдет на зимовку лишь в конце сентября, а меньшая часть в октябре и даже ноябре, все равно поток желающих отправиться в водные походы уже пошел на убыль и день ото дня тает буквально на глазах.
Прогулочная компания «Нева Тревел» с 27 августа ввела в эксплуатацию первое судно проекта 04240 «Сити Круиз» для работы на малых реках и каналах Санкт-Петербурга. Как сообщает ее пресс-служба, оно дополнит экскурсионно-прогулочный флот перевозчика. Новые теплоходы предназначены для экскурсионного обслуживания пассажиров, с возможностью комфортного размещения на открытой палубе. Их конструкция специально создана для работы на малых реках и каналах Северной столицы, включая прохождение под низкими мостами.
Арбитражный суд города Москвы взыскал более 20 млн рублей неустойки со Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) за задержку сдачи судна, строящегося в рамках контракта с АО «Государственная транспортная лизинговая компания». Причем, изначально ГТЛК просила оштрафовать верфь на сумму в 10 раз превосходящую ту, что назначил арбитраж.
В нынешнем году власти Кировской области и Татарстана собираются завершить расчистку участка Вятки от города Вятские Поляны до ее впадения в Каму. После чего река на этом отрезке станет судоходной в течение всей навигации, с мая по октябрь. Об этом сообщил губернатор Кировской области Александр Соколов. Он напомнил, что в нынешнем сезоне Вятские Поляны, которые находятся в низовьях Вятки, вновь временно стал речной столицей области - весной сюда по «большой воде» зашли три круизных теплохода.
Власти Иркутской области включили строительство причальных сооружений и создание прогулочных мест в проект планировки и межевания особой экономической зоны (ОЭЗ) «Ворота Байкала». Об этом сообщила пресс-служба правительства региона.
«Водолёт» впервые отправляет «Метеор» до Твери
Судно на подводных крыльях «Метеор 120Р» впервые отправится в Тверскую и Московскую области. Об этом сообщает пресс-служба правительства Нижегородской области со ссылкой на судоходную компанию «Водолёт». Так, 30 августа этот скоростной теплоход пойдет в Ярославль с заходами в порты Чкаловска, Юрьевца, Кинешмы и Костромы. В Ярославле оно останется на ночь, а утром 31 августа продолжит путь до Твери с остановками в Рыбинске, Угличе, Калязине и Дубне. Обратный рейс намечен на утро 1 сентября с прибытием в тот же день в Ярославль, а 2 сентября – в Нижний Новгород. Ранее намеченный рейс «Метеора» до Ярославля был отменен из-за аварии на шлюзе Городецкого гидроузла. А до этого, в середине июля, был запущен другой составной маршрут «Метеора»: Нижний Новгород – Казань, Казань - Нижнекамск - Чайковский, и Чайковский - Пермь. Таким образом, Тверская и Московская области станут 15 и 16 по счету регионами в маршрутной сети нижегородской компании скоростных судов «Водолёт».
Количество перевезенных пассажиров скоростными судами по реке Волге на субсидируемых межрегиональных маршрутах в 2024 году оказалось меньше, чем планировалось. Проводились же эти перевозки в рамках проекта «Речные магистрали». При этом сумма предоставленной Росморречфлотом финансовой поддержки транспортным компаниям на эти цели, осталась без изменений. Об этом говорится в заключении Счетной палаты РФ, которая проверила исполнение Росморречфлотом федерального бюджета за прошлый год.
В начале августа в рамках праздничных мероприятий, посвященных Дню Омской области и Дню города Омска, регион с официальным визитом посетила делегация соседней Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Губернатор Омской области Виталий Хоценко провел встречу с ее руководителем (акимом) Нурымбетом Сактагановым. Месяц назад омская делегация с рабочей поездкой побывала в Восточно-Казахстанской области. По итогам двух визитов стороны определили ключевые направления сотрудничества, в том числе касающегося водных ресурсов Иртыша, протекающего на обеих территориях.

Правительство Тверской области хочет, чтобы Речной вокзал снова стал одной из визитных карточек города, сообщил губернатор региона Игорь Руденя. В конце прошлой неделе под его председательством прошло первое установочное совещание с подрядчиком, который был отобран по итогам конкурса. Победила компания «ВИС» – крупная федеральная организация, которая имеет ряд успешных реализованных проектов, в том числе на Волге. Пресс-служба правительства Тверской области отметила, что Речной вокзал планируется восстановить в историческом виде, но с применением современных материалов, систем и оборудования.
Рынок речных круизов в нашей стране сложился уже давно. Тем не менее, на нем время от времени заявляют о себе и новые участники, которые собираются представить на суд туристов путешествия на хорошо известных им по прежним годам теплоходах, но прошедших накануне очередной навигации модернизацию, зачастую довольно серьезную. Однако далеко не у всех новичков, назвавших себя операторами, получается закрепиться в среде своих более опытных и именитых коллег. Причем, немало случаев, когда их предварительно распиаренным судам не удается выполнить в сезоне ни одного рейса. Хотя есть и иные примеры.
Предварительные итоги трех месяцев круизной навигации
С начала сезона летней речной навигации, которая открылась в столице 24 апреля, столичные причалы Северного и Южного речных вокзалов более 1 тыс. раз приняли и отправили круизные суда. Как сообщила пресс-служба московского департамента транспорта, за три месяца в путешествие отправились уже свыше 93 тыс. пассажиров. При этом ожидается, что в текущую навигацию причалы горродских речных вокзалов примут и отправят круизные суда по России более 2,5 тыс. раз, что на 15% превышает аналогичный показатель 2024 года. Далее, за первое полугодие по внутренним водным путям Московского бассейна перевезли более 1,4 млн пассажиров. При этом ФГБУ «Канал имени Москвы» осуществляет деятельность на территории 13 субъектов РФ. А по данным пресс-службы Росморречфлота, перевозки туристов по речным маршрутам в стране за первое полугодие выросли на 5,9%, и составили около 153,8 тыс. пассажиров. Отмечается, что речную круизную навигацию в 2025 году обеспечивают порядка 100 пассажирских теплоходов в Европейской части и 7 судов на реках Сибири и Дальнего Востока. В 2024 году на круизных маршрутах в России было обслужено почти 450 тыс. пассажиров.
В городе на Неве планируют обновить около двух сотен единиц речного пассажирского транспорта в рамках намеченной водной реформы. Об этом сообщил председатель петербургского комитета по транспорту Валентин Енокаев. «Коммерческие перевозки у нас осуществляют порядка 500 судов. Здесь, конечно, большая часть — это маломерные суда, они в целом обновлены. Но есть другой флот. Это суда типов «Москва», «Нева», «Мойка», «Фонтанка», которых у нас примерно 200 единиц. Некоторые из них в неплохом состоянии, но многие имеют возраст более 30 лет. Постепенно, конечно, хотелось бы прийти к полному обновлению. Мы считаем, что до 2030 года это вполне возможно, учитывая мощности всех судовых верфей», - отметил он.
На Волге в Нижегородской области возобновлено судоходство после аварии на Городецком гидроузле. Как сообщили организаторы речных круизов, большинство туристов с пониманием отнеслись к ситуации и согласились на изменения маршрутов, отказы от туров единичны, сообщила пресс-служба Российского союза туриндустрии.
Открыто сквозное движение судов через Городецкий гидроузел на Волге в Нижегородской области. Первое шлюзование после аварии было проведено поздним вечером 26 июля. А за первые сутки после восстановления через Городецкие шлюзы прошел 31 теплоход. Среди них 9 круизных судов, а также 22 грузовых, сообщили в Росморречфлоте 28 июля. Волжская навигация продолжается.
На петербургском Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) 22 июля состоялась торжественная церемония спуска на воду экскурсионно-прогулочного пассажирского катамарана «Габион» проекта 04710 «Соммерс». Об этом сообщила пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В праздничном мероприятии приняли участие представители региональной власти, администрация предприятия, заводчане и семьи корабелов.
Работы, проводимые по восстановлению судоходства на Городецком гидроузле, планируется завершить 26 июля. Об этом сегодня сообщило Министерство транспорта РФ. «Завершение восстановительных работ на Городецком гидроузле ожидается 26 июля. Такие сроки определены после комплексного обследования оголовка — бетонной перемычки, которая соединяет камеры шлюзов 15 и 16», — говорится в телеграм-канале ведомства. Как отмечается, основная камера не повреждена.
Вчера, 22 июля, на Городецком гидроузле в Нижегородской области произошла чрезвычайная ситуация, ставшая причиной временной остановки судоходства на этом участке Волги. По информации Росморречфлота, около 11:00 по московскому времени обрушилась оголовка камеры шлюзов №15-16, в результате чего случилось затопление строящейся камеры №15А. Последствия инцидента оказались особо ощутимы для транспортной и круизной отраслей. С этого времени и на неопределенный пока срок Волга оказалась как бы разделенной на две отдельные реки.

Современное электросудно «Стрельна» проекта «Москва 2.0» 22 июля нынешнего года отправилось в первый рейс в Санкт-Петербурге по реке Неве с выходом в Финский залив. «Стрельна» выступает головным из серии судов проекта, которые по заказу компании АО «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» строятся на верфи «Эмпериум» в Ленинградской области.
Нижегородская компания скоростных судов «Водолёт» по итогам навигации-2025 собирается перевезти в общей сложности 140 тыс. пассажиров, охватив 12 регионов России. Об этом заявил генеральный директор компании Никита Итальянцев.
В конце июня «Пермская судоверфь» спустила на воду плавучий причал для города Соликамск. Как сообщила пресс-служба предприятия, универсальное строение причала позволяет использовать его для посадки и высадки пассажиров с любых типов судов: маломерных, прогулочных и круизных. Конструкция имеет следующие характеристики: длина 53,2 м, ширина 31,2 м, высота борта 1,5 м и водоизмещение 101,5 тонн, максимальное количество посетителей — 150 человек. Причал установлен на набережной Камы у музея-заповедника «Сользавод».

В справочной литературе можно прочитать, что Нижняя Волга начинается с места впадения Камы, а заканчивается у Каспийского моря. В то же время, многие любители речных путешествий твердо уверены, что и последующие участки за устьем Камы – всё это еще Средняя Волга. А вот «настоящая» Нижняя Волга начинается после Волгограда и идет вплоть до Астрахани и далее, до знаменитой волжской дельты в Прикаспии. Как бы то ни было, но именно водный маршрут, соединяющий город-герой Волгоград с Астраханью – «самым теплым» городом страны, справедливо ассоциируется у наших круизёров с главной водной дорогой, ведущей «на самый низ» Волги.
Российские верфи строят круизные теплоходы
Отечественные верфи в настоящее время строят 9 круизных судов вместимостью от 140 пассажиров, которые должны быть сданы в течение двух лет. Об этом по видеосвязи сообщил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров во время церемонии спуска на воду круизного лайнера «Николай Жарков» на заводе «Красное Сормово». «Это позволит расширить навигацию по нашим главным водным артериям. Включая Азово-Черноморский бассейн, Каспийское, Балтийское и Белое моря, а также акваторию озера Байкал. В целом строительство судов для круизного туризма является важным элементом реализации программы обновления пассажирского флота», - заявил вице-премьер. Он отметил, что, двигаясь в фарватере задачи, поставленной президентом РФ Владимиром Путиным, российские верфи за последние пять лет сдали свыше 70 судов разного типа и назначения. Законтрактованы и строятся еще около 80 единиц. Денис Мантуров подчеркнул, что правительство поддерживает эти работы через комплекс субсидиарных механизмов и продолжит стимулировать реализацию значимых для отрасли проектов, в том числе освоение производства судового комплектующего оборудования. По его словам, наиболее критические позиции для пассажирских судов уже включены в планы разработок, которые начнут выходить в серию уже с текущего года.

Пассажирские перевозки АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ВСРП), входящее в группу компаний «Истлэнд», в 2024 году выросли в 8,5 раз (!) в сравнобслуживали пассажиров на 12 маршрутах и 4 паромных переправах, говорится в годовом отчете компании, утвержденном общим собранием акционеров в середине июня. «В целях развития туризма на озере Байкал ведутся переговоры с главой Республики Бурятия о возможности создания регулярных маршрутов на скоростных водных судах (…) в рамках федеральных и региональных программ», — отмечается в документе.
Группа компаний «Астра Марин» запустила в Санкт-Петербурге дневные и ночные водные маршруты от нового городского причала «Музей Фаберже». Они соединили Невский проспект с Невой и историческим районом Коломна. Причал располагается на набережной реки Фонтанки, 21 - в 150 метрах от Аничкова моста и Невского проспекта.

Круизная компания «Мостурфлот» отменила ближайший рейс на четырехпалубном теплоходе «Николай Карамзин» из-за кишечной инфекции у пассажиров. Роспотребнадзором установлен этиологический агент заболевания — норовирус. Ближайший запланированный круиз на теплоходе по маршруту Москва — Кострома — Москва, который был намечен с 5 по 10 июля, не состоится в связи с постановлением Роспотребнадзора.
Скоростные перевозки пассажиров по речному маршруту Комсомольск-на-Амуре — Николаевск-на-Амуре начались 3 июля. Как сообщили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, два теплохода на подводных крыльях класса «Метеор» - «Капитан Князев» и «Сергей Торбин», прошли предварительно вес необходимые регламентные и ремонтные работы. Государственный контракт на перевозки заключен с судоходной компанией «КомПасс».
Торжественная церемония спуска на воду пассажирского теплохода «Николай Жарков» — головного судна в серии круизных лайнеров проекта 00840 «Карелия», состоится 11 июля в Нижнем Новгороде. Об этом сообщает пресс-служба судоходной компании «ВодоходЪ», по заказу которой строительство ведется на ПАО «Завод «Красное Сормово».
Колёсный прогулочный теплоход «ДоброходЪ» после модернизации планируется использовать как беспилотное судно с полностью автономным управлением, предназначенным для перевозок пассажиров. Об этом сообщает пресс-служба Российского классификационного общества (РКО). Работы по модернизации действующего судна будут вестись под техническим наблюдением Верхне-Волжского филиала РКО.







