Самый популярный речной маршрут Пермского края
Самым популярным речным направлением в Пермском крае в навигацию 2024 года стал маршрут Сылва — Троица, по которому теплоход «Штиль» перевез 41,3 тыс. человек. Всего за сезон в регионе водным транспортом воспользовалось около 69,7 тыс. человек, что более чем на 30% превышает показатель 2023 года. Об этом сообщило краевое министерство транспорта. На маршруте Березники — Быстрая теплоход «Карат» в навигацию прошлого года обслужил 9,1 тыс. пассажиров, теплоход «Салют» по маршруту Старые Ляды — Куликово перевез 7,7 тыс. человек. Особое внимание, говорится в сообщении, уделялось экологическому маршруту Пермь — Закамск, на котором электросудно «Экоходъ 2» обслудил 7653 пассажира, предоставляя жителям и гостям города удобный, экологичный и безопасный способ передвижения. Напомним также, что в навигацию-2024 количество заходов круизных теплоходов, прибывших в Пермь, возросло на 42% по сравнению с позапрошлым годом, составив 277 единиц. А пассажирский причал «Пермь-I» обслужил более 200 тыс. пассажиров.
На Беломорско-Балтийском канале (ББК) проводится комплексная реконструкция гидроузлов №№ 2,14,16, плотины 23 гидроузла №11. Об этом сообщила пресс-служба Федеральное бюджетное учреждение (ФБУ) «Администрация «Беломорканал» - управляющее подразделение этого гидротехнического сооружения.
Пассажирский причал в Казани будет увеличен на 200 метров. Это необходимо, чтобы принимать большее количество круизных лайнеров. Об этом во время заседания итоговой коллегии рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов.
Завод по производству судов на электрической тяге в Москве будет запущен в 2025 году. Об этом в декабре прошлого года сообщил мэр столицы Сергей Собянин. По его словам, в дальнейшем все суда, которые ходят по Москве-реке, будет заменены на электросуда. Мэр также отметил, что новые маршруты речного транспорта станут открываться ежегодно. «По-сути вся акватория Москвы-реки так или иначе будет охвачена маршрутными трамвайчиками», — поделился планами градоначальник.
Российские туристы прошедшим летом стали на 30% активнее интересоваться яхтенными турами по водоемам РФ, спрос на морские прогулки за рубежом вырос на 20%, сообщила глава комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по яхтенному туризму Анна Носова.
Кировская область в ближайшие два-три года собирается углубить русло реки Вятки от устья до города Вятские Поляны, что позволит обеспечить возможность захода из Камы круизных теплоходов. Об этом сообщил губернатор региона Александр Соколов.
В самой известной речной гавани столицы полным ходом идет плановая подготовка к предстоящей пассажирской и круизной навигации 2025 года. При этом свежи итоги и прошлого летнего сезона. Впрочем, жизнь на Северном речном вокзале не замирает и в зимнее время. После капитального обновления его зданий и прилегающей парковой территории еще совсем недавно полузабытый городской объект водного транспорта стал местом массового притяжения москвичей и гостей столицы, которые теперь предпочитают проводить здесь свое свободное время. Обо всём этом порталу «Круиз-Инфо» рассказал Максим Лисов – директор филиала Службы речного транспорта ГУП «Мосгортранс» (СРТ), он же глава Северного речного вокзала.
В Петербурге впервые запустят зимнюю навигацию
В конце января в Санкт-Петербурге впервые откроется зимняя навигация. Прогулочные рейсы будут осуществлять суда на воздушной подушке, вмещающие до 10 пассажиров. сообщили в пресс-службе судоходной компании «Нева Тревел». Отправляться они станут от причала, расположенного на «Фрегате Благодать» (Петровская набережная, 2). Во время экскурсии продолжительностью 25-30 минут пассажиры смогут увидеть главные достопримечательности города. «Петербург, являясь столицей водного туризма, предлагает своим жителям и гостям разнообразные варианты досуга на воде. Но, как правило, все это ограничено летним сезоном навигации, который длится с апреля по ноябрь. У нашей команды есть ресурсы и желание изменить это, чтобы сезон навигации стал в каком-то смысле круглогодичным. Все мы знаем, что Петербург красив в любое время года. И запуск новой услуги - это отличная возможность любоваться зимними пейзажами города с замерзшей акватории реки Нева. Суда на воздушной подушке отлично подходят для этой задачи», - заявил генеральный директор компании «Нева Тревел» Юрий Набатов.
Возможно, многие из вас чуть-чуть знакомы с Генеральным планом развития Москвы 1935 года. Согласно этому документу, столица должна была стать образцовым коммунистическим городом с широкими проспектами, величественной архитектурой, огромными парками и другими грандиозными сооружениями. Частью амбициозной задумки были и речные магистрали. В городе планировали проложить пару водных колец. Для них думали использовать некоторые существовавшие участки Москвы-реки, а также Яузы и соединить всё с помощью каналов.
Это не самый известный вариант Генерального плана 1935 года. Эта карта касалась в основном парков и обводнения. Из книги «Генеральный план реконструкции Москвы. Текст. Постановления и материалы», 1936
Зачем же понадобилось всё это обводнение? Во-первых, столица всегда считалась «сухим» городом. Москва-река, особенно в центре столицы, не имела достаточной полноводности. Это видно и на дореволюционных снимках, и фотографиях, сделанных в 1920-х годах. Крупные притоки главной реки города, в первую очередь Яуза, не отличались чистотой. Так что проблема достаточного количества питьевой воды для горожан была очень актуальной.
Москва-река в районе современного Большого Устьинского моста, 1863-1865. Вид с нынешней Котельнической набережной в сторону Кремля. С сайта www.pastvu.com
Во-вторых, если бы ничего не делали, через какое-то время участь Москвы-реки стала бы печальной. За исключением периодов половодья, это была бы обычная канава. В-третьих, широкие и глубокие водные магистрали требовались для судоходства. В стране развивалась промышленность. Чтобы и дальше поддерживать высокие темпы, нужны были новые пути сообщения способные принимать более крупные и гружённые суда.
От Химок до Яузы
Начнём с канала, который получил название «Северный». Оно произошло от расположения будущей водной артерии. Начиналась она примерно от Северного речного вокзала. Согласно генеральному плану, канал должен был соединить Химкинское водохранилище и Яузу. Трасса следования, если опираться на современную карту, такая: от пересечения Ленинградского шоссе и Выборгской улицы; далее по Нарвской и Клары Цеткин; потом по территории Тимирязевского парка параллельно реке Жабенке. В районе нынешнего Красностуденческого проезда канал пересекал бы Дмитровское шоссе. Затем протекал через Останкинский парк и впадал в Яузу.
Северный канал на Генеральном плане развития Москвы 1935 года. С сайта www.retromap.ru
Общая протяжённость Северного канала должна была составить 12,2 км. Ширина вполне соответствовала какой-нибудь приличной городской магистрали: 25 метров. Считалось, что таких габаритов будет достаточно, например, для барж грузоподъёмностью в 500 тонн. Но в целом использовать канал хотели для внутригородских нужд. Поскольку Яузу также планировали преобразовать, и в ней, и в канале должна была быть очень чистая прозрачная вода.
План реконструкции реки Яузы и прокладки Северного канала до Химкинского водохранилища. Из журнала «Наше строительство» за 1937 год (№1)
Изначально закончить работы планировали в 1939 году. Однако их так и не завершили. Считается, что единственное напоминание о некогда грандиозном проекте осталось вдоль Выборгской улицы. Там находится узкий не судоходный канал, который впадает в Верхний Головинский пруд. Появилась эта водная артерия в 1940 году. В интернете можно встретить информацию, что в планах градостроителей мысли о прокладке Северного канала сохранялись чуть ли не до 1960-х. Якобы поэтому тут сделан короткий, но широкий Коптевский бульвар, а пойму реки Лихоборки так и не застроили. Однако документальных подтверждений у этой версии нет.
Придумали ещё до революции
Другим крупным каналом столицы должен был стать Андреевский. Его хотели прокладывать на юго-восток от одноимённого моста на Москве-реке, примерно там, где находится Андреевский монастырь. Трасса на большом протяжении шла вдоль современного Третьего транспортного кольца. Потом уходила немного южнее. Там канал соединялся с Москвой-рекой в районе нынешней Нагатинской набережной.
Андреевский канал на Генеральном плане развития Москвы 1935 года. С сайта www.retromap.ru
Интересно, что идея Андреевского канала не была разработана специально для Генерального плана 1935 года. О прокладке этой водной артерии задумались ещё в середине 19 века. Москва сильно страдала от наводнений. Поэтому инженеры думали, что прокладка ещё одного гидротехнического сооружения вроде Водоотводного канала сможет решить проблему. Но тогда всё так и осталось на уровне обсуждений. А вот после мощнейшего потопа 1908 года власти решили перейти от слов к делу. Инженеры предложили сразу несколько проектов. Самое интересное, что трасса нового канала практически полностью совпадала с той, которую вы видели на Генплане 1935 года.
Как видите, ситуация с наводнениями в городе и правда была непростой. Из журнала «Строительство Москвы» за 1925 год (№10)
В дореволюционные времена так и не получилось начать работы. Обсуждали эту идею и в советский период. В том числе, в середине 1920-х. Но тогда пришли к выводу, что прокладка канала очень сложное и дорогое мероприятие. На тот момент это уже была довольно застроенная территория в черте города. Кроме того, в Нескучном саду пришлось бы красиво оформлять канал. А это ещё больше денег. Тем не менее, потом Андреевский канал всё же появился на Генеральном плане 1935 года. Однако и в этот раз проект не осуществили.
Широкий да длинный
Ещё одной крупной водной магистралью города должен был стать Восточный канал. Он мог похвастаться большей протяжённостью, чем все те, которые мы изучили с вами ранее. В специальной литературе указывали цифру 40 км. Согласно Генплану 1935 года, начинался канал у современного Южного грузового порта, далее шёл через Текстильщики, Кусковский парк, а потом огибал Москву почти как будущая МКАД. Но протекал чуть западнее нынешней магистрали. То есть примерно там, где сейчас находятся Свободный проспект и 15-я Парковая улица. Далее канал держал свой путь в сторону Лосиного острова и Клязьминского водохранилища.
Восточный канал располагается справа на Генеральном плане 1935 года. С сайта www.retromap.ru
Прокладывать канал хотели для того чтобы перенаправить часть судов в обход центра Москвы. В те времена эта часть города (в первую очередь, юго-восток) являлась промышленной окраиной, да и заселена была не очень плотно. Однако планы в жизнь так и не воплотили - судоходного канала не построили. Тем не менее, в какой-то степени замысел всё-таки удалось реализовать. Проложили канал для переброски питьевой воды, который шел по похожей трассе, но уже за пределами столицы. В том числе через посёлок Восточный. Собственно гидротехническое сооружение до сих пор существует.
Генеральный план развития Москвы 1971 года. Справа, скорее всего, изображен канал. С сайта www.retromap.ru
Также можно встретить информацию, что идею прокладки судоходного канала хотели реализовать и в более позднее советское время. А именно - по Генплану 1971 года. На карте действительно есть нечто похожее на судоходный канал, но уже совсем по другой трассе: за пределами МКАД к востоку от столицы. В любом случае, если такой проект и был, то дальше планов дело не пошло, и в жизнь его не воплотили.
По материалам интернет-канала «О Москве нескучно»
Ряд экспертов высказывает мнение, что эпоха судов на подводных крыльях кончилась и их эксплуатация экономически неэффективна в связи с нередкими случаями поломки крыльев. Между тем в России суда на воздушной подушке (СВП) массовым видом пассажирского водного транспорта не стали. Это связано с тем, что себестоимость их эксплуатации намного выше по сравнению с другими судами, как водоизмещающими, так и на подводных крыльях либо глиссирующими.
Круизная компания «ГАМА» из Нижнего Новгорода в навигацию 2024 года перевезла 28,6 тыс. туристов, что на 14% больше по сравнению с 2023 годом. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Галкин.
Росморречфлот о перевозках пассажиров в 2024 году
По итогам 2024 года объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом может превысить 11,8 млн человек, что на 3,8% больше, чем в 2023 году. Как сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков, по итогам 10 месяцев было обслужено 11 млн человек, что на 13,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение объема пассажирских перевозок связанно с введенными санкциями для выездного туризма и привлечением отдыхающих на российские речные круизы. Наиболее популярными туристскими маршрутами в европейской части являются направления из Москвы до Санкт-Петербурга, Соловков и в города на Волге, отметил замруководителя ведомства. По его словам, прогнозируемое количество круизных туристов по итогам года должно составить 500 тыс. человек. В этом году начата работа и по развитию внутрирегиональных пассажирских перевозок. В ходе инвентаризации были выявлены 608 причалов и разработана маршрутная сеть, включающая 285 маршрутов.
Казанский туроператор «Азурит» взял в аренду еще одно круизное судно – двухпалубник «Павел Миронов» проекта 305. Его владельцем является новая региональная судоходная компания «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ»). Арендный договор стороны подписали всего полторы недели назад, хотя переговоры об этом шли уже достаточно давно, сообщил генеральный директор «Азурита» Аллен Гаврилов.
Пассажиропоток на скоростных судах судоходной компании «Водолёт» из Нижнего Новгорода в навигацию нынешнего года вырос на 54%, составив 125,3 тыс. человек. Напомним, в прошлом году этот показатель составлял 81,4 тыс. пассажиров. Об этом рассказал генеральный директор компании Никита Итальянцев. Он уточнил, что по межрегиональным маршрутам в этом году перевезено 20,5 тыс. человек.
Транспортная прокуратура Татарстана проверила эффективность расходования денежных средств, выделенных на создание региональной судоходной компании «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ»). По данным надзорного ведомства, ущерб в результате допущенных нарушений приблизился к 100 млн рублей.
В Санкт-Петербурге в гостинице VALO Ramada с 3 по 6 декабря прошел 2-й этап ежегодного совещания по согласованию графиков движения круизных судов в навигацию 2025 года. Организатором мероприятия выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). И в этот раз его тоже, по сложившейся уже традиции, вела начальник отдела развития инфраструктуры и перевозок ведомства Галина Долганова. Как она сообщила, на рабочую встречу в первый день прибыли ровно 99 человек, представляющие администрации бассейновых управлений внутренних водных путей, судоходные компании, причалы, принимающие стороны и другие организации, участвующие в проведении речных путешествий.
Россияне стали активнее приобретать речные круизы по России на 2025 год по акциям раннего бронирования, продажи круизных туров выросли на 17-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Российский союз туриндустрии (РСТ).
В Северной столице завершился сезон туристской навигации. В этом году в общей сложности водные транспортные маршруты Санкт-Петербурга перевезли 3,8 млн пассажиров. Из них 1,3 млн воспользовались скоростными судами, а 2,5 млн — экскурсионно-прогулочными маршрутами.
Власти Тверской области утвердили градостроительную документацию по реализации проекта создания культурно-исторического кластера «Речной» в Твери. Об этом в конце ноября сообщила пресс-служба областного правительства. При этом внесены изменения в генеральный план города, правила землепользования и застройки в целях обеспечения градостроительных условий для формирования кластера. Так, изменяется функциональная зона территории и становится зоной исторической застройки, что предполагает ряд ограничений, связанных с ее особым статусом.
Совет директоров АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ВСРП), базирующегося в Иркутске, одобрил продажу четырех пассажирских судов круизной компании ООО «Исттрэвэл». Сумма сделки составит 83,5 млн рублей, сообщают в пароходстве. Обе структуры, что интересно, входят в группу компаний «Истлэнд».
Водоемы Москвы зимой будут патрулировать суда на воздушной подушке
Для обеспечения безопасности на водоемах Москвы в зимний период намечено задействовать более 25 судов на воздушной подушке, заявил заместитель мэра столицы Петр Бирюков. Для оказания помощи пострадавшим все суда укомплектованы специальными средствами спасения. Сам транспорт может передвигаться по воде и льду со средней скоростью 50–80 километров в час. Дополнительно в зимой будут использоваться подвижные спасательные посты и водолазный спасательный автомобиль. Отмечается, что в настоящее время в столице действуют 25 поисково-спасательных и одна пожарно-спасательная станция Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах, где работают более 500 специалистов. В их распоряжении более 180 плавсредств с аварийно-спасательным оборудованием.
Группа компаний «Астра Марин» определила основные тенденции прошедшего сезона регулярных водных прогулок и экскурсий на теплоходах в Санкт-Петербурге. Туристы и гости города стали более тщательно подходить к выбору форматов отдыха на воде. Растет запрос на качество предоставляемых услуг. В этом году по сравнению с прошлым навигационным сезоном на 15% увеличилось число посетителей теплоходов-ресторанов на ужинах, также большой популярностью пользовались ночные маршруты под разводными мостами.
В прошлое воскресенье, 24 ноября, круизная навигация-2024 успешно завершилась «де факто»: в Нижний Новгород из короткого 3-дневного и самого что ни наесть крайнего рейса нынешнего сезона вернулся теплоход «Мустай Карим». Флагман операторской компании «ВодоходЪ», отработав свою уже пятую по счету навигацию, отправился на заслуженный зимний отдых, и теперь его и весь остальной круизный флот мы увидим на реке не раньше конца апреля следующего года. Ну а пока что ожно расслабиться и подвести первые наглядные итоги прошедшей круизно-пассажирской навигации.
В Москве 20 ноября прошла II Всероссийская конференция «Реки. Круизы. Маршруты», посвященная ключевым вопросам стратегического развития отечественной отрасли речных путешествий. Организатором этого теперь уже регулярного b2b-мероприятие для профессионалов круизного бизнес вновь выступила Гильдия операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при Московской торгово-промышленной палате (МТПП) при участии комитета по туризму и гостиничному бизнесу МТПП.
Чебоксарский речной порт планирует к 2028 году реализовать проект развития, предполагающий строительство причальной стенки и реконструкцию зданий. Градостроительный совет Минстроя Чувашии в начале октября рассмотрел и одобрил этот проект, сообщает пресс-служба порта.
Спрос на круизы по рекам России быстро растет, но увеличение числа маршрутов и их географии упирается в нехватку причалов по всей стране, кадровый голод, непредсказуемость цен на топливо. Об этом и других проблемах туроператоры рассказали на заседании рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Подробности обсуждения приводит пресс-служба Российского союза туриндустрии (РСТ).
Двухпалубный теплоход проекта 305 «Александр Свирский» ведет подготовку к выходу в навигацию следующего года. Об этом порталу «Круиз-Инфо» сообщил генеральный директор операторской компании «ВолгаФлотТур» Богдан Савицкий.
Речной порт «Завидово» в Тверской области с начала работы принял 15 круизных судов, сообщила пресс-служба правительства региона. В новую гавань, специализирующуюся на приеме круизных и пассажирских судов, теплоход впервые зашел в сентябре 2022 года. В нынешнем году здесь было осуществлено 11 судозаходов.
На Северном речном вокзале прошла церемония завершения сезона речной пассажирской навигации. В торжественном мероприятии приняли участие духовой оркестр и кадеты, которые прошли торжественным маршем вдоль здания вокзала. После этого под гимн был спущен государственный флаг. Теперь круизные суда вернутся в Москву только в апреле 2025 году.