В конце прошлого месяца в российской отрасли речных круизов произошло весьма знаменательное событие: 22 мая теплоход «Северная сказка», принадлежащий судоходной компании «Созвездие», впервые прибыл в речной порт города Новосибирска. Второй раз в крупнейшем городе Восточной Сибири, стоящий в низовье Оби, это трехпалубное судно побывало уже в прошедший на праздник, 12 июня.

В Санкт-Петербурге, на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) на прошлой неделе состоялась торжественная церемония спуска на воду головного пассажирского судна «Виктор Астафьев».
В конце прошлой неделе стало известно, что двухпалубный круизный теплоход «Башкортостан» проекта 305 официально сменил хозяина. Его прежний владелец – бизнесмен из Уфы Кунафин Ильдус, продал судно нижегородской группе компаний «АвтоРеспект НН», чьим директором и учредителем выступает Евгений Фомичёв. Отметим, в собственности «АвтоРеспект НН» также находится трехпалубный теплоход «Урал», который с 2023 года вновь выполняет круизный поездки. Официальный оператор теплохода – туристическая компания «Респект Тревэл».

Круизная компания «Донинтурфлот» и туроператор «Круизы&Путешествия», специализирующийся на речных и морских круизах, в прошедшую пятницу, 7 июня, провели совместную презентацию четырехпалубного пассажирского теплохода «Тихий Дон» для туристических агентств. Мероприятие прошло непосредственно на борту самого судна, находившегося на Северном речном вокзале Москвы.
Речное сообщение в городах Соликамск и Березники в Верхнекамье Пермского края будет открыто в 2025 году, а в настоящее время ведется подготовка инфраструктуры. Об этом сообщил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин на сессии «Процветание регионов через взаимосвязь всех элементов социально-экономического развития» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Судоходная компания «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ») проводит электронные аукционы на выполнение работ по ремонту двухпалубных пассажирских теплоходов «Павел Миронов» и «Адмирал». Начальная (максимальная) цена договоров составляет 13,1 и 8,7 млн рублей соответственно, говорится на сайте единой информационной системы в сфере закупок. Заявки на участие в обоих тендерах можно подать до 7 июня, итоги будут подведены 10 июня.

Сквозное движение судов по каналу имени Москвы на его столичном участке в Тушино, между седьмым и восьмым шлюзами, по-прежнему закрыто. Причиной чего стала майская протечка канальной дамбы. Лабораторией АО «Институт «Гидропрект» предварительно исследованы физико-механический свойства грунта в месте обнаруженной фильтрации. По результатам определены объемы и метод восстановления стенки сооружения. В настоящее время ФГБУ «Канал имени Москвы» проводит необходимые круглосуточные работы.
Комитет Ленинградской области по транспорту сообщил о развитии сети современных причалов в регионе, его туристическом потенциале, а также новых возможностях водного транспорта.
Власти Финляндии в ближайшее время собираются рассмотреть вопрос открытия Сайменского канала, проходящего по территории Финляндии и России. Об этом 3 июня сообщило РИА Новости со ссылкой на главу офиса комиссара Сайменского канала Сеппо Кюккянена. Напомним, Финляндия с 15 апреля ограничила движение для прогулочных судов по Сайменскому каналу, ссылаясь на возможность предотвратить нелегальную миграцию морским путем.
Начинаем обзор, как обычно, с наиболее громких случаев. На пассажирском теплоходе «М.В. Ломоносов», находившемся на ремонте в сухом доке на территории Архангельской ремонтно-эксплуатационной базы флота, утром 14 мая ликвидировано серьезное возгорание. Пожар возник накануне вечером, горела верхняя палуба на площади 936 кв. м., сообщила пресс-служба управления МЧС области. Информации о пострадавших не поступало. Теплоход прибывает на ремонте с 2022 года. В мае прошлого года на борту судна уже происходил пожар. Тогда горел трюм, были повреждены стены машинного отделения. По данным МЧС РФ, в этот раз теплоход при тушении начал крениться на правый борт. Возник риск того, что он опрокинется, поэтому пожарные эвакуировались на причал и продолжили тушение с суши и воды. Предварительной причиной возгорания названы сварочные работы, которые проводились на борту.

Прогулочная судоходная компания «Речфлот» собирается в течение года провести модернизацию теплохода «Новосибирск». На его борту планируют создать комфортабельные каюты, и в 2025 году запустить круизные рейсов по реке Обь. Об этом сообщила заместитель директора новосибирского речного оператора Екатерина Стадник. При этом она отметила, что обновленный теплоход намечено ввести в эксплуатацию уже в нынешнем году.
Россия - вторая страна в мире после Китая по протяженности внутренних водных путей, которые достигают 102 тыс. км. Однако в последние годы многие грузы стали перевозить по железной дороге, поскольку гарантированные глубины на основных реках страны сократились. При этом вклад речного транспорта во внутренний валовый продукт (ВВП) снизился примерно на 2%. Показательно, что в США, где длина речных судоходных путей составляет порядка 50 тыс. км, этот показатель достигает порядка 6-8%.
Завтра, 25 мая, единственный в России действующий колесный пароход «Н.В. Гоголь» откроет свою уже 113-ю навигацию. В настоящее время он входит в заводскую флотилию Центра судоремонта «Звездочка», который находится в городе Северодвинске Архангельской области.
Скоростная судоходная компания «Водолёт» из Нижнего Новгорода планирует в навигацию 2024 года совершить более 3 тыс. рейсов и перевезти порядка 130 тыс. пассажиров. Об этом заявил ее генеральный директор Никита Итальянцев. Он напомнил, что пассажиропоток оператора вырос с 4 тыс. человек в 2019 году до 81,5 тыс. в 2023 году. Причем, в прошлом году компания обслуживала уже более 30 маршрутов.
ГК «Р-Флот» готова к спуску судов проекта МПКС
Группа компаний «Р-Флот» в апреле 2022 года выиграла конкурс на строительство двух малых пассажирских круизных судов (МПКС). Их заказчиком выступает АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Закладка теплоходов состоялась в июле 2022 года. Изначально сообщалось, что срок сдачи по контракту — конец 2023 года. МПКС представляет собой однокорпусное закрытое судно с двухпалубной надстройкой, носовым расположением рулевой рубки и кормовым машинным отделением. Для комфортабельного пребывания пассажиров на борту предусмотрены два пассажирских салона и открытая площадка. Салон оборудован современными мягкими креслами, мультимедийным оборудованием. Назначение таких судов обслуживание местных и пригородных линий внутренних водных путей и прибрежных районов. Основные характеристики теплохода: длина — 31,95 м, ширина — 8,14 м, осадка — около 1,4 м, пассажировместимость — 240 человек, экипаж — 3 человека, обслуживающий персонал — 3 человека.
Мэр Москвы Сергей Собянин на прошлой неделе осмотрел ход строительства новой современной судоверфи в районе Нагатинского затона. Как сообщается, предприятие начнет работать уже в конце нынешнего года.
Новый круизный теплоход «Золотое кольцо» нижегородской группы компаний «ГАМА» успешно вошел в свою вторую навигацию. Из Нижнего Новгорода он торжественно отправился 30 апреля и 6 мая прибыл в Москву. Его дальнейший водный путь лежит вновь в Нижний. Но в свой базовый порт судно добирается несколько отличным маршрутом от того, по которому ходит весь остальной пассажирский флот. Как хорошо известно всем почитателям речных круизов в нашей стране, «Золотое кольцо» - колесный теплоход, и он же единственное российское круизное судно, которое способно проходить через центр столицы.

К стартовавшему сезону навигации круизный оператор подготовил более 400 предложений, и все они пользуются значительным спросом. Проанализировав самые популярные круизные направления, наиболее востребованные у туристов в прошлом году, а также предпочтения клиентов в части географии маршрутов и продолжительности рейсов, специалисты «Донинтурфлота» разработали различные комбинации круизов.
Пассажирские суда «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев» сойдут на воду летом нынешнего года. Об этом сообщил губернатора Красноярского края Михаила Котюкова. По его словам, спуск на воду теплохода «Андрей Дубенский» намечен на 5 июня, а «Виктора Астафьева» — на июль. Они станут ходить по Енисею на маршруте Красноярск — Дудинка — Красноярск. В нынешнем сезоне запланированы только технические рейсы, полноценная навигация начнется в 2025 году.
Еще в начале текущих праздников, 29 апреля, на речном вокзале Нижнего Новгорода собралась группа туристов, главным образом пожилого возраста, готовых к отправлению в речное путешествие до Москвы. Ждали они прибытия круизного судна «Башкортостан», на которое заранее приобрели путевки. Причем, среди них были не только нижегородцы, но и жители других регионов. Однако теплохода туристы так и не дождались, да и не могли дождаться. Потому хотя бы, что ждать было просто нечего.
Круизные теплоходы в навигацию-2024, как ожидается, совершат 20 судозаходов в Башкирию. Так, в Уфе на реке Белой 3 мая впервые в своей истории пришвартовался четырехпалубный теплоход «Виссарион Белинский» судоходной компании «Водоходъ». Судно выполняло круговой рейс из Нижнего Новгорода с заходом в Елабугу, Ульяновск, Самару, Тольятти и Казань. На его борту находилось около 170 пассажиров. Вечером того же дня судно отправилось по маршруту.
Как в Москве официально открыли навигацию-2024
В столице тщательно готовились к новому судоходному сезону: были благоустроены набережные, приведены в порядок причалы. А 24 апреля на реконструированном Южном речном вокзале жителей и гостей столицы встретил оркестр Минтранса РФ, а курсанты колледжа Московской государственной академии водного транспорта продемонстрировали навыки строевой подготовки. Под торжественный марш состоялось открытие навигации-2024 в Московском бассейне внутренних водных путей. С началом сезонной работы речников поздравили заместитель руководителя Росморречфлота Евгений Тузинкевич, первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Роман Латыпов, начальник межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по ЦФО Сергей Ромазанов. В завершение официальной части мероприятия прозвучал гимн России и был поднят флаг навигации 2024 года.
Сегодня, 27 апреля, в 10.00 от причала «Спуск со львами» на Адмиралтейской набережной, 2 в первый рейс по маршруту Петербург - Петергоф отправился скоростной теплоход «Петергоф Экспресс» группы компаний «Астра Марин».
На территории Угличского сыродельно-молочного завода (УСМЗ) открылся музей «СырКультПросвет». Здесь создан первый в России центр гастрономического и промышленного туризма.
Вчера, 25 апреля, от причала №13 Северного речного вокзала примерно в 19.40 отчалил первый в нынешнем году круизный теплоход «Сергей Дягилев» компании «Донинтурфлот». В то же время, согласно расписанию его движения, судно должно было выйти на водные просторы еще в 17.30, да и к тому же днем раньше. Как намечалось изначально, четырехпалубный речной лайнер проекта 302, вечером 24 апреля отправится в 5-дневный круиз на Волгу, где побывает в городах Углич, Ярославль, Тутаев и Мышкин, а 28 апреля в 13.00 вернется обратно. Но счастливого старта навигации-2024 в столице в этот раз не получилось.

Сезон навигации 2024 года стартовал, а спрос на круизы в этом году вырос еще на 20%. Но отрасли по-прежнему есть куда активно развиваться, – эксперты «Мостурфлота» и «Водохода» назвали новые потенциальные направления, которые могут привлечь речных путешественников, а также пояснили, почему круизы становятся важным стимулом развития малых территорий.
Находящийся в Ленинградской области судостроительный завод Emperium («Эмпериум»), подконтрольный АФК «Система», построит новую серию гибридных пассажирских прогулочных судов «Москва 2.0». Их проектирование завершается, строительство головного судна начнется осенью. В серии будет 25–26 единиц. Длина каждой составит 30–35 м, ширина – 8 м.

Фото: Ирина Панфилова
В Центральной России начался круизный сезон-2024. В Нижнем Новгороде в 10 часов утра с городского речного вокзала в самые что ни наесть первые водные путешествие вышли сразу два четырехпалубных теплохода - «Мустай Карим» и «Константин Симонов». Принадлежат они крупнейшему российскому круизному оператору «ВодоходЪ». Оба судна взяли курс на Москву, однако пойдут они туда несколько разными путями.
С 27 апреля начинают работу две водные переправы, соединяющие Северный речной вокзал с причалами «Химки» и «Захарково». К праздничным выходным на эти маршруты выйдут теплоходы «Москва-1» и «850 лет Москве, сообщается в телеграм-канале столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Как отметил его руководитель Максим Ликсутов, переправы позволяют сократить время в пути для жителей нескольких районов Москвы и подмосковных Химок, поэтому очень востребованы. В прошлом году теплоходы перевезли свыше 245 тыс. пассажиров. Причем, год назад речной маршрут до Химок возобновился лишь 12 мая.

До старта круизной навигации остается уже меньше недели. А начинается сезон путешествий по рекам, озерам и каналам страны 23 апреля, и открывают его сразу два теплохода – «Мустай Карим» и «Константин Симонов» судоходной компании «ВодоходЪ». Утром от речного вокзала Нижнего Новгорода они отправятся в путь, и за 4 дня дойдут до Северного речного вокзала столицы, пусть и с разными остановками на маршруте.







