
Гидрологи ожидают непростую весну для водохранилищ Волжско-Камского каскада (ВКК). Нынешняя малоснежная зима, а также практическое отсутствие осенних паводков в конце 2024 года привели к тому, что запасы воды в снеге в бассейне ВКК, по разным оценкам, на конец февраля составили 66-68% от нормы, а осадки в последнем зимнем месяце едва превысили 60% также от нормы. Оценки притока воды в водохранилища каскада и предстоящего весеннего половодья через гидроузлы выполнены в Институте водных проблем РАН. Они проводились на основе математического моделирования по погодным условиям прошлых лет с учетом данных Росгидромета об осадках, снегомерных съемок, температуры воздуха и ряда другим показателей.
По российским рекам за последние пять лет стало путешествовать вдвое больше круизных пассажиров, а число турагентств, предлагающих речные круизы по России, выросло в 3-3,5 раза, сообщает Российский союз туриндустрии (РСТ).
В России сейчас строят десятки пассажирских судов
Российские судостроители по итогам прошлого года сдали 16 пассажирских судов. В настоящее время в постройке находятся еще около 70 аналогичных судов разного типа, заявил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов. По его словам: «Суммарно за последние пять лет сдано более 50 пассажирских судов, в том числе 16 было сдано в прошлом году. Сейчас в постройке еще около 70 прогулочно-экскурсионных, скоростных, рейсовых речных пассажирских судов». Министр добавил, что в целом судостроительная отрасль России готова принимать значительно больший объем заказов, чем позволяют финансовые возможности заказчиков. В данном случае все зависит от параметров реализации программ финансирования льготного лизинга в рамках национального проекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» и продолжения инфраструктурного проекта по лизингу. Антон Алиханов подчеркнул, что отечественные судостроители проектируют широкий ряд судов различного класса и водоизмещения, в том числе композитных и на электрическом ходу.
В Волгограде 8 марта официально откроется пассажирская весенне-летняя навигация: свою работу возобновит маршрут от городского речного вокзала до причала «Культбаза». Как сообщает пресс-служба администрации города, в ходе подготовительных работ специальная комиссия проверила состояние акватории и мест причаливания пассажирских судов на острове Сарпинском.
В Правила движения и стоянки судов в Волжском бассейне внутренних водных путей России внесены изменения. Соответствующий приказ Минтранса РФ от 28 января нынешнего года зарегистрирован Минюстом РФ 3 марта и размещен на портале опубликования правовых актов.

Завершилась зима, в свои права вступил первый весенний месяц. И хотя круизная навигация на реках России тоже стартует весной, но произойдет это лишь в конце апреля. И пока что круизным туристам, которые уже приобрели заветный тур на водный маршрут, либо всё ещё готовятся это сделать, остается только вспоминать прошлые путешествия, рассматривая сделанные на них фотографии. И наверняка многие туристы уже побывали в круизе, соединяющем две российские столицы – Москву и Санкт-Петербург.
Ночью 9 февраля в машинном отделении танкера Koala (флаг Антигуа и Барбуда), пришвартованного в порту Усть-Луга Ленинградской области, при подготовке к работе главного двигателя произошло три взрыва. Как сообщил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, никто не пострадал, экипаж эвакуирован, угрозы затопления судна и разлива нефтепродуктов нет. Возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта. Характеристики танкера Koala: длина — более 274 м, ширина — 50 м, высота борта — 23 м.
Маршрутную сеть федерального проекта «Речные магистрали» по развитию скоростных пассажирских перевозок на Волге расширят в нынешнем году. В нее войдут рейсы от Рыбинска до Городца. Кроме того, планируется оптимизировать процедуру предоставления субсидий судоходным компаниям. Об этом сообщил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Андрей Тарасенко на совещании по вопросам обеспечения безопасности морского и речного судоходства. Оно прошло в начале февраля под председательством помощника президента, председателя Морской коллегии РФ Николая Патрушева.

Министерство промышленности и торговли РФ в рамках совместной работы с регионами собирается расширять флот пассажирских электросудов. Об этом в конце прошлого года заявил заместитель главы Минпромторга Альберт Каримов. В настоящее время ведомство делает основную ставку на производственную площадку судостроительного завода «Эмпериум» (Emperium), которая расположена в Отрадном Ленинградской области.
Продажи речных круизов по России в январе – февраля опережают показатели прошлого года на 15-25%. При этом их все чаще покупают семейные туристы с детьми, сообщает пресс-служба Российского союза туриндустрии (РСТ).
Речные перевозки пассажиров в 2024 году вновь выросли
Перевозки пассажиров речным транспортом в России в прошлом году, по предварительным данным, вновь увеличились на 3,8% по сравнению с предыдущим годом и составили 11 млн человек. Это следует из сообщения Минтранса России в его телеграмм-канале. Ранее министр транспорта РФ Роман Старовойт заявлял, что к 2030 году речной транспорт будет перевозить 19 млн пассажиров ежегодно. А в конце января глава Минтранса России провел совещание с представителями отрасли по вопросам развития речных перевозок. Выступая на нем, Роман Старовойт отметил, что транспортное ведомство начало плотнее заниматься внутренними водными путями (ВВП) Российской Федерации. По его словам, вопрос назрел, и ему уделяется пристальное внимание президента и председателя правительства.

Началась эта до сих пор непонятная история с того, что в самом конце прошлого года Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) выпустило распоряжение № АТ-531-р. В соответствии с ним, в навигацию 2025 года на реках Москва и Ока изменялись категории ряда внутренних водных путей. Причем довольно радикально: отдельные участки переводились из категории ВВП №1 в категорию №3 ВВП.
Санкт-Петербург
В конце августа прошлого года завершилось строительство нового пассажирского причала «Зимняя канавка» в Санкт-Петербурге, расположенного в историческом центре города – на Дворцовой набережной возле Зимнего дворца. Работы велись под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства (РС). Причал проекта ПРП36, говорится в сообщении РС, тогда же был введен в эксплуатацию. Он представляет собой большой, современный комплекс, предназначенный для безопасного подхода и швартовки судов, посадки и высадки пассажиров и рассчитан на кратковременное пребывание до 300 человек одновременно.
Инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России получат право проверять на месте документы судоводителей и уровень алкоголя в крови. Об этом сообщил начальник отдела нормативного правового обеспечения и перспективного развития департамента ГИМС Алексей Петров.
На судостроительном предприятии «Чкаловская судоверфь» 11 февраля было заложено первое автономное пассажирское судно с гибридным электрическим двигателем проекта ПКС-40 «Сура 2.0». Оно разработано по заказу круизной компании из Нижнего Новгорода «ГАМА». Пассажировместимость судна составит 250 человек, его длина - 38,8 метров, ширина – 9,5 метров, осадка - 0,7 метров.

По результатам работы в 2024 году оператор речных круизов «Донинтурфлот» вновь продемонстрировал положительные результаты. Об этом сообщил руководитель отдела продаж Александр Шкарупин, отметив, что компания выводит на водные просторы весь свой флот лишь второй сезон. Немаловажно также, добавил он, что загрузка круизных судов «Донинтурфлота» в прошедшую навигацию возросла в среднем на 4-5%.
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области к предстоящей навигации собирается открыть плавучий причал для скоростных теплоходов «Валдай». Появится он в самом райцентре Балаково возле старой пристани и, согласно планам, должен начать работу с апреля. При этом двухпонтонный причал, как сообщается, должен иметь следующие характеристики: длина — 18,5 м, ширина —2,4 м, пассажиропоток — от 17 человек. Стоимость его сооружения составит 7,4 млн рублей.
Самый популярный речной маршрут Пермского края
Самым популярным речным направлением в Пермском крае в навигацию 2024 года стал маршрут Сылва — Троица, по которому теплоход «Штиль» перевез 41,3 тыс. человек. Всего за сезон в регионе водным транспортом воспользовалось около 69,7 тыс. человек, что более чем на 30% превышает показатель 2023 года. Об этом сообщило краевое министерство транспорта. На маршруте Березники — Быстрая теплоход «Карат» в навигацию прошлого года обслужил 9,1 тыс. пассажиров, теплоход «Салют» по маршруту Старые Ляды — Куликово перевез 7,7 тыс. человек. Особое внимание, говорится в сообщении, уделялось экологическому маршруту Пермь — Закамск, на котором электросудно «Экоходъ 2» обслудил 7653 пассажира, предоставляя жителям и гостям города удобный, экологичный и безопасный способ передвижения. Напомним также, что в навигацию-2024 количество заходов круизных теплоходов, прибывших в Пермь, возросло на 42% по сравнению с позапрошлым годом, составив 277 единиц. А пассажирский причал «Пермь-I» обслужил более 200 тыс. пассажиров.
На Беломорско-Балтийском канале (ББК) проводится комплексная реконструкция гидроузлов №№ 2,14,16, плотины 23 гидроузла №11. Об этом сообщила пресс-служба Федеральное бюджетное учреждение (ФБУ) «Администрация «Беломорканал» - управляющее подразделение этого гидротехнического сооружения.
Пассажирский причал в Казани будет увеличен на 200 метров. Это необходимо, чтобы принимать большее количество круизных лайнеров. Об этом во время заседания итоговой коллегии рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов.

Завод по производству судов на электрической тяге в Москве будет запущен в 2025 году. Об этом в декабре прошлого года сообщил мэр столицы Сергей Собянин. По его словам, в дальнейшем все суда, которые ходят по Москве-реке, будет заменены на электросуда. Мэр также отметил, что новые маршруты речного транспорта станут открываться ежегодно. «По-сути вся акватория Москвы-реки так или иначе будет охвачена маршрутными трамвайчиками», — поделился планами градоначальник.
Российские туристы прошедшим летом стали на 30% активнее интересоваться яхтенными турами по водоемам РФ, спрос на морские прогулки за рубежом вырос на 20%, сообщила глава комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по яхтенному туризму Анна Носова.
Кировская область в ближайшие два-три года собирается углубить русло реки Вятки от устья до города Вятские Поляны, что позволит обеспечить возможность захода из Камы круизных теплоходов. Об этом сообщил губернатор региона Александр Соколов.
В самой известной речной гавани столицы полным ходом идет плановая подготовка к предстоящей пассажирской и круизной навигации 2025 года. При этом свежи итоги и прошлого летнего сезона. Впрочем, жизнь на Северном речном вокзале не замирает и в зимнее время. После капитального обновления его зданий и прилегающей парковой территории еще совсем недавно полузабытый городской объект водного транспорта стал местом массового притяжения москвичей и гостей столицы, которые теперь предпочитают проводить здесь свое свободное время. Обо всём этом порталу «Круиз-Инфо» рассказал Максим Лисов – директор филиала Службы речного транспорта ГУП «Мосгортранс» (СРТ), он же глава Северного речного вокзала.
В Петербурге впервые запустят зимнюю навигацию
В конце января в Санкт-Петербурге впервые откроется зимняя навигация. Прогулочные рейсы будут осуществлять суда на воздушной подушке, вмещающие до 10 пассажиров. сообщили в пресс-службе судоходной компании «Нева Тревел». Отправляться они станут от причала, расположенного на «Фрегате Благодать» (Петровская набережная, 2). Во время экскурсии продолжительностью 25-30 минут пассажиры смогут увидеть главные достопримечательности города. «Петербург, являясь столицей водного туризма, предлагает своим жителям и гостям разнообразные варианты досуга на воде. Но, как правило, все это ограничено летним сезоном навигации, который длится с апреля по ноябрь. У нашей команды есть ресурсы и желание изменить это, чтобы сезон навигации стал в каком-то смысле круглогодичным. Все мы знаем, что Петербург красив в любое время года. И запуск новой услуги - это отличная возможность любоваться зимними пейзажами города с замерзшей акватории реки Нева. Суда на воздушной подушке отлично подходят для этой задачи», - заявил генеральный директор компании «Нева Тревел» Юрий Набатов.

Возможно, многие из вас чуть-чуть знакомы с Генеральным планом развития Москвы 1935 года. Согласно этому документу, столица должна была стать образцовым коммунистическим городом с широкими проспектами, величественной архитектурой, огромными парками и другими грандиозными сооружениями. Частью амбициозной задумки были и речные магистрали. В городе планировали проложить пару водных колец. Для них думали использовать некоторые существовавшие участки Москвы-реки, а также Яузы и соединить всё с помощью каналов.

Это не самый известный вариант Генерального плана 1935 года. Эта карта касалась в основном парков и обводнения. Из книги «Генеральный план реконструкции Москвы. Текст. Постановления и материалы», 1936
Зачем же понадобилось всё это обводнение? Во-первых, столица всегда считалась «сухим» городом. Москва-река, особенно в центре столицы, не имела достаточной полноводности. Это видно и на дореволюционных снимках, и фотографиях, сделанных в 1920-х годах. Крупные притоки главной реки города, в первую очередь Яуза, не отличались чистотой. Так что проблема достаточного количества питьевой воды для горожан была очень актуальной.

Москва-река в районе современного Большого Устьинского моста, 1863-1865. Вид с нынешней Котельнической набережной в сторону Кремля. С сайта www.pastvu.com
Во-вторых, если бы ничего не делали, через какое-то время участь Москвы-реки стала бы печальной. За исключением периодов половодья, это была бы обычная канава. В-третьих, широкие и глубокие водные магистрали требовались для судоходства. В стране развивалась промышленность. Чтобы и дальше поддерживать высокие темпы, нужны были новые пути сообщения способные принимать более крупные и гружённые суда.
От Химок до Яузы
Начнём с канала, который получил название «Северный». Оно произошло от расположения будущей водной артерии. Начиналась она примерно от Северного речного вокзала. Согласно генеральному плану, канал должен был соединить Химкинское водохранилище и Яузу. Трасса следования, если опираться на современную карту, такая: от пересечения Ленинградского шоссе и Выборгской улицы; далее по Нарвской и Клары Цеткин; потом по территории Тимирязевского парка параллельно реке Жабенке. В районе нынешнего Красностуденческого проезда канал пересекал бы Дмитровское шоссе. Затем протекал через Останкинский парк и впадал в Яузу.

Северный канал на Генеральном плане развития Москвы 1935 года. С сайта www.retromap.ru
Общая протяжённость Северного канала должна была составить 12,2 км. Ширина вполне соответствовала какой-нибудь приличной городской магистрали: 25 метров. Считалось, что таких габаритов будет достаточно, например, для барж грузоподъёмностью в 500 тонн. Но в целом использовать канал хотели для внутригородских нужд. Поскольку Яузу также планировали преобразовать, и в ней, и в канале должна была быть очень чистая прозрачная вода.

План реконструкции реки Яузы и прокладки Северного канала до Химкинского водохранилища. Из журнала «Наше строительство» за 1937 год (№1)
Изначально закончить работы планировали в 1939 году. Однако их так и не завершили. Считается, что единственное напоминание о некогда грандиозном проекте осталось вдоль Выборгской улицы. Там находится узкий не судоходный канал, который впадает в Верхний Головинский пруд. Появилась эта водная артерия в 1940 году. В интернете можно встретить информацию, что в планах градостроителей мысли о прокладке Северного канала сохранялись чуть ли не до 1960-х. Якобы поэтому тут сделан короткий, но широкий Коптевский бульвар, а пойму реки Лихоборки так и не застроили. Однако документальных подтверждений у этой версии нет.
Придумали ещё до революции
Другим крупным каналом столицы должен был стать Андреевский. Его хотели прокладывать на юго-восток от одноимённого моста на Москве-реке, примерно там, где находится Андреевский монастырь. Трасса на большом протяжении шла вдоль современного Третьего транспортного кольца. Потом уходила немного южнее. Там канал соединялся с Москвой-рекой в районе нынешней Нагатинской набережной.

Андреевский канал на Генеральном плане развития Москвы 1935 года. С сайта www.retromap.ru
Интересно, что идея Андреевского канала не была разработана специально для Генерального плана 1935 года. О прокладке этой водной артерии задумались ещё в середине 19 века. Москва сильно страдала от наводнений. Поэтому инженеры думали, что прокладка ещё одного гидротехнического сооружения вроде Водоотводного канала сможет решить проблему. Но тогда всё так и осталось на уровне обсуждений. А вот после мощнейшего потопа 1908 года власти решили перейти от слов к делу. Инженеры предложили сразу несколько проектов. Самое интересное, что трасса нового канала практически полностью совпадала с той, которую вы видели на Генплане 1935 года.

Как видите, ситуация с наводнениями в городе и правда была непростой. Из журнала «Строительство Москвы» за 1925 год (№10)
В дореволюционные времена так и не получилось начать работы. Обсуждали эту идею и в советский период. В том числе, в середине 1920-х. Но тогда пришли к выводу, что прокладка канала очень сложное и дорогое мероприятие. На тот момент это уже была довольно застроенная территория в черте города. Кроме того, в Нескучном саду пришлось бы красиво оформлять канал. А это ещё больше денег. Тем не менее, потом Андреевский канал всё же появился на Генеральном плане 1935 года. Однако и в этот раз проект не осуществили.
Широкий да длинный
Ещё одной крупной водной магистралью города должен был стать Восточный канал. Он мог похвастаться большей протяжённостью, чем все те, которые мы изучили с вами ранее. В специальной литературе указывали цифру 40 км. Согласно Генплану 1935 года, начинался канал у современного Южного грузового порта, далее шёл через Текстильщики, Кусковский парк, а потом огибал Москву почти как будущая МКАД. Но протекал чуть западнее нынешней магистрали. То есть примерно там, где сейчас находятся Свободный проспект и 15-я Парковая улица. Далее канал держал свой путь в сторону Лосиного острова и Клязьминского водохранилища.

Восточный канал располагается справа на Генеральном плане 1935 года. С сайта www.retromap.ru
Прокладывать канал хотели для того чтобы перенаправить часть судов в обход центра Москвы. В те времена эта часть города (в первую очередь, юго-восток) являлась промышленной окраиной, да и заселена была не очень плотно. Однако планы в жизнь так и не воплотили - судоходного канала не построили. Тем не менее, в какой-то степени замысел всё-таки удалось реализовать. Проложили канал для переброски питьевой воды, который шел по похожей трассе, но уже за пределами столицы. В том числе через посёлок Восточный. Собственно гидротехническое сооружение до сих пор существует.

Генеральный план развития Москвы 1971 года. Справа, скорее всего, изображен канал. С сайта www.retromap.ru
Также можно встретить информацию, что идею прокладки судоходного канала хотели реализовать и в более позднее советское время. А именно - по Генплану 1971 года. На карте действительно есть нечто похожее на судоходный канал, но уже совсем по другой трассе: за пределами МКАД к востоку от столицы. В любом случае, если такой проект и был, то дальше планов дело не пошло, и в жизнь его не воплотили.
По материалам интернет-канала «О Москве нескучно»
Ряд экспертов высказывает мнение, что эпоха судов на подводных крыльях кончилась и их эксплуатация экономически неэффективна в связи с нередкими случаями поломки крыльев. Между тем в России суда на воздушной подушке (СВП) массовым видом пассажирского водного транспорта не стали. Это связано с тем, что себестоимость их эксплуатации намного выше по сравнению с другими судами, как водоизмещающими, так и на подводных крыльях либо глиссирующими.
Круизная компания «ГАМА» из Нижнего Новгорода в навигацию 2024 года перевезла 28,6 тыс. туристов, что на 14% больше по сравнению с 2023 годом. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Галкин.
Росморречфлот о перевозках пассажиров в 2024 году
По итогам 2024 года объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом может превысить 11,8 млн человек, что на 3,8% больше, чем в 2023 году. Как сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков, по итогам 10 месяцев было обслужено 11 млн человек, что на 13,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение объема пассажирских перевозок связанно с введенными санкциями для выездного туризма и привлечением отдыхающих на российские речные круизы. Наиболее популярными туристскими маршрутами в европейской части являются направления из Москвы до Санкт-Петербурга, Соловков и в города на Волге, отметил замруководителя ведомства. По его словам, прогнозируемое количество круизных туристов по итогам года должно составить 500 тыс. человек. В этом году начата работа и по развитию внутрирегиональных пассажирских перевозок. В ходе инвентаризации были выявлены 608 причалов и разработана маршрутная сеть, включающая 285 маршрутов.








